Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 марта 2010 г.

На протяжении последних двух лет чеченские террористы-смертники наносили удары в среднем почти ежемесячно, утверждают в своей статье в The New York Times политолог из Чикагского университета Роберт Э. Пейп, аспирант Линдси О'Рурк и студентка-антрополог Дженна Макдермит. Они сообщают, что в своей работе для Chicago Project on Security and Terrorism проанализировали все теракты, совершенные чеченцами-смертниками с 2000 года, когда чеченские боевики начали применять эту тактику.

"Много лет Москва обычно описывает чеченских террористов как исламских экстремистов, среди которых много иностранцев, утверждает, что они стремятся сделать ислам господствующей религией в мире", - пишут авторы. На их взгляд, факты опровергают этот тезис. Авторы сообщают, что проанализировали 42 инцидента с участием 63 чеченских смертников. По их данным, лишь немногие террористы-смертники ссылаются на религиозные мотивы. Количественное большинство - мужчины, но женщин много - более 40%. Из 42 смертников, чье место рождения авторам удалось установить, 38 были уроженцами Кавказа. На материале разных стран - от Ливана до Шри-Ланки - авторы заключили: "кампании с участием террористов-смертников почти всегда являются последним средством против иностранной военной оккупации". В ходе второй чеченской войны обычная партизанская тактика мятежников и захват заложников утратили эффективность, и в новой тактике главная роль была отведена женщинам. Преимущества женщин-смертниц - большое количество жертв (на одну чеченскую смертницу приходится в среднем 21 погибший, а на смертника-мужчину - 13) и способность вдохновить своим примером других.

"Хава Бараева считается вдохновительницей движения "черных вдов" - женщин, которые в результате "оккупации" лишились мужа, ребенка или другого близкого родственника и кончают с собой путем терактов, дабы сквитаться", - пишут авторы. По их данным, террористками-смертницами стали 24 чеченки в возрасте от 15 до 37 лет. (В это число авторы, судя по тексту, включают и предполагаемых виновниц взрывов в московском метро в понедельник. - Прим. ред.). По словам Абу аль-Валида, лидера мятежников, убитого в 2004 году, мотивы террористок коренятся непосредственно в том, что они претерпели от российских военных, отмечают авторы. "У женщин-смертниц есть еще одно преимущество: им часто удается достигнуть объекта незаметно", - пишут авторы.

По мнению авторов, взаимоприемлемые решения для примирения России с Чечней возможны. С ноября 2004-го до октября 2007 года действий чеченских террористов-смертников не зафиксировано. Авторы объясняют перерыв непопулярностью повстанцев у населения Чечни, что объясняется чувством омерзения, которое вызвал Беслан, а также энергичными усилиями российских властей по завоеванию сердец. Однако с конца 2007 года Москва требует, чтобы правительство Рамзана Кадырова искоренило последних боевиков. "Правительство послушалось, затеяв амбициозную контртеррористическую наступательную операцию с собственными примечательно-жесткими мерами", - говорится в статье.

Авторы заключают, что причины чеченского терроризма смертников - это "и прямая военная оккупация со стороны России, и косвенная военная оккупация пророссийскими чеченскими силами безопасности". На их взгляд, реалистичный выход - "в укреплении легитимности ключевых социальных институтов Чечни": нужно провести свободные и справедливые выборы, перейти на международные стандарты гуманности для сил безопасности и справедливое распределение прибылей от нефтедобычи в регионе.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru