Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 мая 2007 г.

Патриция Коэн | The New York Times

В войне между Марсом и Венерой наблюдаются признаки умиротворения

Подобно бранящимся родственникам под конец долгого праздничного застолья, женщины начали спорить, закончилась ли революция в гендерных отношениях в обществе. Похоже, все больше матерей предпочитает бросить работу и сидеть дома с детьми? Или это не так?

Недавно состоялась конференция, где специалисты обнародовали результаты своих новейших исследований по этому вопросу. Они утверждают, что современные женщины и мужчины отнюдь не возвращаются к своим традиционным гендерным ролям. Напротив, их подходы к сочетанию семейной жизни и карьеры сближаются. Гендерная революция не прекратилась, заверяют эксперты, а лишь переросла в "гендерную конвергенцию".

"Принято считать, что мужчины и женщины- существа с разных планет. Мужчины, дескать, с Марса, а женщины с Венеры, - говорит Молли Монэхэн Лэнг, социолог из Блумсбургского университета (Пенсильвания). - Это совершенно не так: мы все с одной маленькой планеты, которая становится все меньше и меньше".

В одном из самых масштабных на данный момент исследований о семьях и работе Монэхэн Лэнг и ее соавтор Барбара Дж. Рисман, заведующая кафедрой социологии университета штата Иллинойс в Чикаго, проанализировали результаты научной работы, опираясь на данные национальной переписи населения, подробные интервью с респондентами и десятки опросов. Все это было представлено на конференции, организованной Советом по вопросам современных семей - независимой организацией ученых и врачей.

Исследователи обнаружили, что между мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий. "Данные убедительно доказывают, что происходит переход к тому, что мы назвали "гендерной конвергенцией" - речь идет о растущем сходстве образа жизни мужчин и женщин и их жизненных целей", - пишут Монэхэн Лэнг и Рисмен. К сходным выводам в результате своих собственных исследований пришли и несколько других участников конференции из числа социологов.

Эллен Галински, президент Family and Work Institute, отметила, что гораздо больше мужчин, чем раньше, сообщают, что испытывают стресс из-за необходимости разрываться между семьей и работой, даже если жены сидят дома. А в статье о родителях, опубликованной в декабре в Fortune 100 companies, Розалинд Чаит Барнетт, директор программы "Община, семьи и работа" в университете Брандейса, обнаружила, что отец и мать одинаково волнуются о том, как проводят дети время после уроков.

Разумеется, большинство людей и так осознает, что матери сейчас больше работают и меньше занимаются бытом, а мужчины, наоборот, работают меньше, и больше делают по дому и в порядке ухода за детьми (хотя женщины все равно делают значительно больше), чем было заведено у поколения наших отцов и матерей. Смысл исследований состоял в том, чтобы попытаться собрать более полную информацию о мировоззрении и желаниях мужчин и женщин. И сегодня все данные указывают на то, что у мужчин и женщин все больше сближаются жизненные цели.

Когда у Фредерика Моена и Терезы Агуайо родился третий ребенок, Моэн взял шестимесячный отпуск у себя на работе (он преподает музыку в университете Стони-Брук), чтобы ухаживать за ребенком. Теперь годовалым малышом занимается няня, трехлетний ходит в ясли, а пятилетний - в подготовительный класс школы. Расходы на все это превышают заработную плату 34-летней Агуайо (она координатор учебной программы по изучению Бразилии в Колумбийском университете), но, как говорит она сама: "Мы прикинули, что после отпуска по уходу за ребенком устроиться на работу будет намного сложнее. Я знала, что мне захочется вернуться на работу - мне она очень нравится".

Конвергенция чаще проявляется у молодых родителей, отмечает Кэтлин Джерсон, автор книги Hard Choices: How Women Decide About Work,Career, and Motherhood. Подробно опросив 120 мужчин и женщин в возрасте 18-32 лет, Джерсон пришла к выводу, что отцы из "поколения Х" проводят с детьми больше времени, чем их собственные отцы из поколения бэби-бумеров, и что оба пола объединяет один идеал - "гармонично сочетать работу с семейной жизнью".

А что делать, если сочетать одно с другим не получается? Женщины, отмечает Джерсон, заявляют, что предпочитают не сидеть дома с детьми, а обеспечить себе "солидную экономическую базу". Мужчины же полагают, что пойдут зарабатывать на хлеб, а женщинам поручат заниматься домом.

Однако, учитывая, сколько копий сломано по этому вопросу, выводы ученых могут как разрешить спор, так и еще сильнее его разжечь. В последние месяцы женщины высказывали в книгах, публикациях, выступлениях и так далее самые разные точки зрения. Матери а) хотят работать ради самореализации; б) вынуждены работать ради финансовой стабильности, в) хотят посвятить себя воспитанию детей, г) хотят всего вышеперечисленного, но в разные периоды жизни.

Тем временем ученые жалуются, что дискуссии в обществе приняли искаженный характер из-за повышенного интереса к узкому слою высокооплачиваемых лиц. Если браться за дело всерьез, то все споры в так называемых "войнах мамочек" содержат два независимых друг от друга аргумента: один связан с интерпретацией статистики, другой - с идеалами и ценностями. А понимание статистики часто предопределяется идеалами. К примеру, в одной из шумных дискуссий о цифрах много было сказано о незначительном уменьшении числа работающих женщин: оно снизилось менее чем на 2% в 2000 году после того, как четыре десятилетия постоянно возрастало.

Социолог Пола Ингленд из Стэнфордского университета считает, что придавать значение таким перепадам не стоит. "Возможно, определенное возвращение к традиционным ценностям отчасти объясняет замедление роста численности работающих женщин в 1990-е годы, - заметила она. Но возможно и другое объяснение: "У темпов роста вовлеченности женщин в трудовую деятельность есть свои пределы, пока бизнес, государство или мужчины не примут свои меры", предложив оплаченный отпуск по уходу за детьми или гибкий график работы.

Монэхэн Лэнг и Рисман тоже признают, женщин, которые уходят с работы для ухода за детьми, конечно, гораздо больше, чем мужчин. Но это не принципиально по сравнению с огромным историческим скачком в численности работающих женщин. "По-моему, почти бесспорно, что со временем мужчины и женщины стали больше похожи друг на друга и что гендерные ожидания различаются менее жестко, чем прежде, - говорит Монэхэн Лэнг. - По сути, бурные споры вызывает вопрос, как расценивать эти перемены - негативно или позитивно".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru