Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
31 октября 2003 г.

Маша Липман | The Washington Post

Беззаконная Россия

Последовавший за арестом Михаила Ходорковского, крупнейшего нефтяного магната России, арест его доли акций в его собственной компании, является признаком резкой эскалации политических изменений, готовящихся в стране.

Кампанию против Ходорковского ведут две структуры - ФСБ и Генпрокуратура - деятельность которых сейчас не проверяется, в то время как другие правительственные институты ослабели или перестали играть существенную роль. Обе структуры контролируются определенной группой людей в кремлевской администрации, пользующихся поддержкой президента Владимира Путина. Политическая оппозиция робка, элита разобщена и деморализована.

Политический режим путинской России часто называют "управляемой демократией", но в деле Ходорковского он повел себя как лидер полицейского государства. Российские правоохранительные органы грубо нарушили закон. Вчера они арестовали 44% акций ЮКОСа, фирмы Ходорковского, которая принадлежит, в частности, двум иностранным холдинговым компаниям. Генеральная прокуратура утверждает, что эта доля "фактически принадлежит Ходорковскому".

Призывы к общественным дебатам по поводу ареста Ходорковского были пресечены резким и гневным заявлением Путина. В общем и целом, сигнал для бизнес-сообщества воспринимается так: кто посмеет поднять руку на государство, может оказаться в тюрьме, причем без собственности, которая будет экспроприирована.

Как и любой другой российский магнат, Ходорковский в свое время вполне мог быть вовлечен в темный бизнес. Начальный этап его становления как бизнесмена не безупречен, что он сам с готовностью признает. Но со временем он превратил ЮКОС в прозрачное предприятие международного уровня. Он вел крупные филантропические проекты в сфере образования, обучая учителей пользоваться интернетом, и поддерживал либеральные политические партии. Он использовал свое состояние и влияние для расширения диапазона деловых целей в России и за границей, и сам размах бизнеса и масштаб филантропии заставили его посмотреть на будущее России более широко.

Есть несколько возможных причин, по которым Кремль атаковал его. Во-первых, он стал слишком крупным игроком, практически соперником Кремля - чем, вероятно, и вызвал серьезную озабоченность Путина. Во-вторых, у людей, окружающих Путина, есть собственные амбиции в сфере определения российской политики. Особенно много в российской политической игре поставлено на президентские выборы 2008 года, когда подойдет к концу второй срок Путина (который наверняка обеспечен ему на выборах в марте будущего года).

Противостояние в этой игре, которую ведут враждующие группы в кремлевской администрации, было чрезвычайно жестким. Одной из таких групп - новой путинской элите, состоящей из бывших сотрудников КГБ, - удалось устранить влиятельного миллиардера, и это дает ей огромные преимущества в сражении.

Наступление на Ходорковского и его сотрудников началось несколько месяцев назад. Несмотря на все ожидания, запугать его не удалось. Он заявил, что скорее станет политическим заключенным, чем политэмигрантом, и отправился в путешествие по России, заверяя российский народ, что бороться за собственные права можно и нужно. О столь откровенном вызове в путинской России доселе не слыхивали. Появился открытый соперник, практически политический диссидент - этого президент и его советники-кагэбэшники стерпеть не могли.

Победа этой кремлевской группы стала очевидной после отставки Александра Волошина, главы администрации Путина и лидера конкурирующей кремлевской команды. Это победа, за которую Россия заплатит огромную цену. После ареста Ходорковского наступил резкий обвал на российских фондовых биржах. Вчера за арестом почти половины акций ЮКОСа последовало резкое падение цен на акции компании и шквал панических заявлений экспертов. Иностранные инвесторы, скорее всего, покинут Россию.

Вероятно, Путин хотел добиться не этого. Он хотел избавиться от влиятельного и уверенного в себе магната и сохранить стабильность в России. Однако после того, как Путин применил методы полицейского государства и доверил правительство своим приспешникам из КГБ, ему будет сложно поставить их под свой контроль. Группа его фаворитов - это некомпетентные, недальновидные и жадные люди, почти не имеющие опыта политического маневрирования, но страдающие опасной привычкой к проведению репрессий. Их пребывание у власти нанесет России огромнейший вред.

В то же время значительная часть российского общества, возможно, будет довольна, увидев, что проблемы с государством возникли у такого жирного кота. Однако все и каждый в России уверены, что дело против Ходорковского политически обусловлено и наносит удар по законности в России. Осознание того, что государство манипулирует и правоохранительными органами, и судами, углубляет пропасть недоверия между российским обществом и государством.

Широкие полномочия, которые получила Генпрокуратура в деле ЮКОСа, будут истолкованы прокуратурами по всей стране как лицензия на охоту на местных бизнесменов. Угроза посадить их в тюрьму за реальные или надуманные экономические преступления будет звучать гораздо более убедительно после того, как прокуроры засадили за решетку человека, который создал самую прозрачную и эффективную компанию из крупнейших российских фирм. Это не значит, что за решеткой окажутся сотни представителей малого бизнеса, однако это повысит "тарифы", которые им придется платить за то, чтобы их не трогали. Еще более усугубится коррупция.

Путину крупно повезло, что бизнес-элиту оказалось легко подчинить и запугать: вплоть до сего момента российские олигархи не выступили в поддержку Ходорковского. Некоторые из них покинули страну, другие рассчитывают на милость Кремля.

Однако, загнав самую активную, эффективную и преуспевающую группу в стране в унизительное и пассивное положение, Путин убивает одно из самых важных достижений эпохи посткоммунистической свободы. Не исключено, что он убивает надежду России на лучшее будущее.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru