31 октября 2003 г.

Тим Рэдфорд | The Guardian

Красная дуга - фабрика самых ярких звезд

Астрономы обнаружили во Вселенной место, где образуются самые большие, самые яркие и самые горячие звезды.

Область, известная как Lynx Arc (Дуга Рыси), почти в тысячу раз ярче туманности Ориона, и с Земли ее можно увидеть в небольшой телескоп. В недавно обнаруженном горячем пятне находится миллион сине-белых звезд, которые, как полагают, как минимум вдвое горячее, чем аналогичные звезды Млечного пути.

Дуга Рыси находится от нас на расстоянии в 12 млрд световых лет, поэтому, наводя на нее телескопы, астроном видит звезды, существовавшие 12 млрд лет назад, в период детства Вселенной. Для обнаружения далекой фабрики звезд потребовалось объединить возможности космического телескопа Hubble, наземных инфракрасных и оптических телескопов и орбитального наблюдения в рентгеновском диапазоне.

Загадочная красная дуга, затемненная удаленным скоплением галактик на расстоянии 5400 млн световых лет, обнаружилась в созвездии Рыси северного полушария.

Вчера европейские исследователи космоса заявили, что дуга указала на существование за скоплением галактик таинственных звездных объектов, которые, возможно, существовали, когда Вселенной было меньше 2 млрд лет.

Роберта Фосбери из Европейского космического агентства и его коллег озадачили цвет и спектр света, исходящего из дуги. Сравнив его с туманностью Ориона, они поняли, что видят область образования звезд.

В туманности Ориона, в нашем Млечном пути, находится лишь четыре сине-белых звезды. В дуге Рыси их как минимум миллион. Температура поверхности звезд, формирующихся в дуге Рыси, не меньше 80 тыс. градусов по Цельсию, то есть они вдвое горячее, чем в Орионе.

Первоначально формирование объектов во Вселенной происходило под давлением. Первые звезды появились после взрыва, создавшего Вселенную, их масса в несколько раз превосходила массу Солнца, а температура могла достигать 120 тыс. градусов по Цельсию, считают теоретики.

Объекты в Дуге Рыси сформировались примерно на 1800 млн лет позже.

Источник: The Guardian