Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 апреля 2011 г.

Шон Уолкер | The Independent

25 лет спустя: что Чернобыль говорит нам о кризисе в Японии

От Игоря Грамоткина не ожидаешь заявлений, что атомная энергия необходима для прогресса, замечает корреспондент The Independent Шон Уолкер: Грамоткин, гендиректор Чернобыльской АЭС, более 20 лет пытается остановить новые выбросы радиации и очистить загрязненную зону.

Во время экскурсии по АЭС Грамоткин признал, что взорвавшийся реактор, до сих пор полный ядерного топлива и отходов, остается угрозой Украине и всему миру, пока его не заключат в новый стальной саркофаг, строительство которого уже началось.

Однако он сказал, что катастрофа типа Чернобыльской могла произойти лишь в очень закрытом обществе и ее повторение исключено. "В альтернативные источники энергии я не верю: потребление электроэнергии человечеством растет, и альтернативные источники не смогут удовлетворить спрос", - добавил он.

То, что случилось в Чернобыле, было хуже даже самого негативного сценария событий на "Фукусиме", пишет автор. Чернобыльский реактор не имел защитной оболочки и вдобавок взорвался, когда работал в полную силу. Японская АЭС в момент цунами автоматически отключилась, и, даже если бы произошел ядерный взрыв, он был бы намного слабее, поясняет Уолкер. И все же ситуация на "Фукусиме" воскресила дебаты о безопасности атомной энергетики, которые разгорелись после Чернобыля, но в последние годы утихли.

"Сколько стоила Чернобыльская катастрофа в пересчете на человеческие жизни? О цифрах пока спорят, но они по любым меркам ужасны. Даже из самой консервативной статистики следует, что от радиации преждевременно умерли 4 тыс. человек, не считая десятков тех, кто скончался вскоре после аварии. По другим исследованиям, смертельных случаев были сотни тысяч", - пишет автор, упоминая также о генетических мутациях и повышенной частоте рака щитовидной железы у местных детей.

30-километровая зона отчуждения вокруг АЭС превратилась в "страну призраков": покинутые деревни, заросшие тропинки, разросшиеся деревья. По словам Грамоткина, овощи из этого района будет безопасно употреблять в пищу только через 20 тыс. лет. Но еще страшнее, чем разрушенный энергоблок, выглядит город Припять. "Эвакуация была спешной, а люди были уверены, что вернутся, и Припять превратилась в советские Помпеи", - поясняет автор.

Россия не отступается от проядерной позиции, отмечает автор. Даже в момент мартовского кризиса в Японии премьер-министр Путин подписал в Белоруссии соглашение о строительстве АЭС в этой стране. Но многие полагают: ввиду серьезных последствий катастроф нужно навеки отказаться от атомной энергетики. По мнению Рианн Тейл из Greenpeace, авария на японской АЭС, которая намного современнее чернобыльской, доказывает: атомная энергия в принципе не может быть безопасной.

Однако опытный специалист-атомщик Лорин Додд, последние 5 лет руководящий обеспечением безопасности в Чернобыле, заметил, что озадачен реакцией на японский кризис: "На деле, учитывая силу землетрясения, АЭС "Фукусима" показала себя очень хорошо. Странное дело: десятки тысяч человек погибли, а все сосредоточились только на ядерных проблемах".

Источник: The Independent


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru