2 октября 2002 г.

Марк Хендерсон | The Times

Людей, несущих гены преступности, не следует сурово наказывать за преступления

Вчера самая уважаемая в Великобритании организация, занимающаяся вопросами нравственности в биологии, заявила, что судьи должны считать наличие у преступников генов, толкающих их на насилие, смягчающим обстоятельством при вынесении приговоров.

Нанфилдский совет по биоэтике (Nuffield Council on Bioethics) заявил, что как только будет получены твердые доказательства того, что некоторые гены толкают людей на агрессию и насилие, этот факт придется учитывать при рассмотрении дел - точно также, как можно учитывать условия, в которых рос преступник.

Генетическая предрасположенность к антиобщественному поведению не должна считаться оправданием, но подобную информацию необходимо "учитывать при определении тяжести вины".

Например, некоторым преступникам можно прописать специальный курс терапии, а не отправлять их в тюрьму, если будет доказано, что в их организме есть гены, толкающие их к насилию.

Доклад, озаглавленный "Генетика и человеческой поведение: Этический контекст", встревожил организации, защищающие жертв преступлений. Они считают, что это позволит преступникам избегать ответственности.

"Они зашли слишком далеко, - сказал Норманн Бреннан, директор одной из таких организаций. - Мы должны прекратить придумывать оправдания для тех, кто совершает чудовищные поступки".

Доклад заставит с новой силой разгореться споры о том, что больше влияет на поведение человека - воспитание или природа. Недавно были опубликованы две книги, в которых представлены противоположные взгляды на эту проблему. Психолог Оливер Джеймс считает, что окружающая среда важнее, чем генетическая структура. Невролог Стивен Пинкер утверждает, что гены играют определяющую роль.

Пинкер рассказывает об исследованиях поведения близнецов и приемных детей. По его данным, склонность к агрессии и преступному поведению наследуется очень часто. Усыновленные дети чаще повторяют судьбу своих биологических родителей, а не тех, кто их усыновил. В августе группа ученых лондонского Королевского колледжа во главе с профессором Терри Моффиттом - членом нанфилдского совета - обнаружила, что мужчины, обладающие геном МАОА, чаще склонны к насилию.

Джеймс и его последователи не считают эти доказательства надежными. "Я не понимаю, зачем люди так спешат с подобными утверждениями. Нет никаких данных, подтверждающих эту точку зрения", - сказал Джеймс.

Совет, возглавляемый профессором Бобом Хепплом, считает, что несмотря на отсутствие твердых доказательств связи генной структуры с поведением человека, достижения в этой области заслуживают внимания. "Ученые говорят, что мы стоим на пороге великих открытий, - заявил он. - Я вполне могу себе представить, что в следующем десятилетии нам придется принимать во внимание эту информацию".

Генетическую предрасположенность к преступному поведению придется доказывать, и даже если у судей не будет никаких сомнений, эту информацию нельзя будет считать оправданием. Однако при определении меры наказания необходимо будет учитывать генетическую структуру осужденного.

"Нельзя говорить, что генетика не поможет нам определять тяжесть вины, хотя генетические факторы сами по себе не снимают с человека ответственности, - говорится в докладе. - Уголовное право должно принимать во внимание всю достоверную психиатрическую и поведенческую информацию".

Авторы доклада заявили, что генетическую информацию нельзя использовать для того, чтобы пытаться предугадать или предотвратить преступления. Профессор Джон Берн, директор института генетики человека в Ньюкасле, сказал, что совет выбрал неправильный подход.

"Точно так же можно говорить о женщинах, которые ведут себя раздраженно во время менструального цикла, или о подростках, генетическое строение которых отвечает за резкое повышение уровня содержания тестостерона", - заметил он.

Мозг психопатов отличается от мозга остальных людей

Уже известно, что мозг психопатов отличается от мозга обычного человека. Пока ученым не удалось установить четкую связь между строением мозга и поведением, но предполагается что у психопатов неправильно функционирует мозжечковая миндалина, область, отвечающая за эмоции. Другие исследования указывают на то, что проблемы лобовой части коры головного мозга, которая отвечает за принятие решений, могут неблагоприятно влиять на поведение. Пока неврологам не удалось установить, влияет ли строение мозга на поведение человека, или, наоборот, поведение определяет форму мозга, однако все мысли и поступки являются результатом процессов, в которых участвуют вещества нашего мозга.

Источник: The Times