Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 апреля 2001 г.

Джайлз Уиттелл | The Times

От унижения Ельцин пытался покончить с собой

В книге, написанной ближайшими советниками Бориса Ельцина, утверждается, что в день наихудшего унижения за всю свою политическую карьеру бывший президент пытался покончить с собой. В книге Ельцин предстает демократом "поневоле", которым в первую очередь двигала жажда власти.

Книга "Эпоха Ельцина" проливает свет на тактический гений бывшего президента и на его безостановочную вражду с Горбачевым в сумятице последних лет существования Советского Союза. Самым сенсационным заявлением книги является рассказ о том, что за несколько часов до важного заседания, на котором Горбачев собирался уничтожить его как политического противника, Ельцин пытался покончить собой.

"Утром 9 ноября 1987 г. Горбачеву сообщили по телефону, что Борис Николаевич пытался покончить собой. Более неудачного момента для Горбачева быть не могло", - говорится в книге Юрия Батурина, Александра Лившица, Георгия Сатарова, главных советников Ельцина начала и середины девяностых, и Людмилы Пихоя, в течение 10 лет работавшей руководителем службы спичрайтеров президента.

Вчера один из авторов книги рассказал, что Ельцин, испытывавший депрессию после конфронтации с Политбюро, которая предвещала конец его политической карьеры, пытался убить себя ножницами.

Ельцин, возглавлявший в то время Московский городской комитет компартии, навлек на себя гнев партийной верхушки, объявив войну привилегиям и публично заявив о том, что проводимые под руководством Горбачева реформы идут слишком медленно. Ельцин угрожал выйти из состава Политбюро. Девятого ноября его судьба решалась на заседании ЦК, где председательствовать должен был Горбачев. Он вызвал Ельцина на заседание, несмотря на то, что утром смутьяну стало плохо с сердцем и его увезли в больницу.

Две предшествовавшие недели здоровье Ельцина постоянно ухудшалось, он плохо спал и почти не мог сидеть прямо на заседаниях, потому что его "накачивали транквилизаторами", рассказывает его биограф Леон Арон.

В ходе этого заседания кающийся, плохо соображающий Ельцин был вынужден выслушивать выговоры товарищей по партии. Он признался в разных грехах, в частности в том, что грубо обращался с подчиненными и дал волю личным амбициям. Его сняли с должности. Правительства западных стран восприняли это как признак того, что перестройка застопорилась.

Советские цензоры не позволили распространиться слухам о покушении на самоубийство. Не было сделано ни одного публичного заявления о попытке Ельцина покончить собой. По версии, изложенной в книге "Эпоха Ельцина", выходящей в свет в Москве в этом месяце, новичок из Свердловска, бывший в то время одним из самых популярных политиков Советского Союза, знал, какое ритуальное унижение его ожидает, и либо не был готов его пережить, либо не хотел дать Горбачеву возможность получить такое удовольствие; возможно и то, и другое.

Как стало известно позднее, Горбачев был вынужден дать распоряжение о неразглашении информации о покушении на самоубийство, чтобы воспрепятствовать подозрениям западных СМИ - игравших большую роль в рекламе перестройки - в том, что он чуть не довел своего главного политического соперника до самоубийства. В книге рассказывается, что после ноябрьского заседания Горбачев сказал Ельцину: "Я не позволю тебе вернуться в политику".

Основная тема книги - вражда между двумя этими людьми, продолжавшаяся вплоть до смерти Раисы Горбачевой в 1999 г. Например, после победы на выборах 1990 г. Ельцин очень хотел продемонстрировать свою власть, он расписал процедуру инаугурации по минутам и хвастался перед помощниками ее эффектом.

"Помните, как Горбачев поздравил меня с победой на выборах? - говорил Ельцин. - Я долго думал, как сделать так, чтобы он был вынужден подойти и пожать мне руку, а не наоборот. Я все продумал и сделал несколько шагов по сцене по направлению к нему, а потом остановился. Тогда он сам подошел ко мне".

В книге поставлена под вопрос репутация Ельцина как демократа. Будучи коммунистическим лидером Свердловска, он ревностно подвергал цензуре идеологически сомнительные пьесы, активно поддерживал политику Юрия Андропова, направленную на укрепление советского государства и дисциплины, а в 1991 г., когда он произнес свою знаменитую фразу о том, что российские регионы могут "взять столько независимости, сколько способны проглотить", он не отказывался от власти, а стремился ее укрепить. В книге утверждается, что тогда он просто пытался заручиться поддержкой региональных лидеров и предотвратить их объединение с Горбачевым.

Ельцин предстает человеком взвинченным, но чрезвычайно живучим. В 1991 г. он усердно пил со всеми главными генералами Московской области и добился их поддержки во время неудачной попытки государственного переворота, предпринятой в 1993 г. Кроме того, он проявил сдержанность в один из ключевых моментов в 1991 г., настояв на том, чтобы руководители Компартии покинули свои московские кабинеты по тайному подземному тоннелю, а не выходили из парадных дверей. Он боялся, что с ними могут попросту расправиться.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru