Архив
Поиск
Press digest
14 апреля 2021 г.
5 декабря 2005 г.

Джереми Пейдж | The Times

Путь Марко Поло и Мао

Когда поезд номер 13 подъезжает к станции Достык, китайские торговцы срываются с мест, чтобы успеть всучить пассажирам свой товар - солнечные очки, кукол, термосы и массажеры для стоп. Более 2000 лет назад их предки прибыли к этому проходу на границе с Казахстаном, известному как Джунгарские ворота, чтобы обмениваться товарами и идеями на древнем Шелковом пути.

Сейчас ведется работа над скоростной железнодорожной магистралью - она будет проходить через этот город и призвана возродить древний торговый путь между Востоком и Западом. Маршрут в четыре тысячи километров, ведущий к западным границам Казахстана, станет самым коротким сухопутным путем из Азии в Европу.

После завершения в 2010 году этот железнодорожный путь стоимостью 3 млрд долларов будет служить для доставки грузов и пассажиров их Китая через Казахстан, Иран и Турцию в Европу за десять дней, говорят сторонники проекта. "Евразийский сухопутный мост", кроме всего прочего, существенно усилит позицию Китая в борьбе с Россией и Соединенными Штатами за влияние в Центральной Азии.

Если взглянуть на карту мира, этот железнодорожный путь кажется весьма логичным решением. Казахстан расположен в самом его сердце - огромное пространство пустынных равнин и лугов размером с пять Франций, простирающееся от Китая до Каспийского моря.

"Здесь легко строить. На сотни километров ни одного холма, - говорит вице-президент казахской национальной железнодорожной компании Канат Жангаскин в интервью Times. - Вполне закономерно желание восстановить этот древний торговый путь".

В настоящее время большая часть товаров предположительно общей стоимостью в 120 млрд фунтов, находящихся в обороте между Китаем и Европой, транспортируется по морю, что занимает около 40 дней, или по Транссибирской магистрали за 15 дней.

Китайское правительство пытается переместить производство в западную, внутреннюю часть страны, чтобы сгладить опасный разброс в доходах с восточным побережьем и осваивать новые рынки в Центральной Азии.

Президент Китая Ху Цзиньтао лично поддержал проект, и контролируемые государством китайские компании взяли обязательство предоставить миллиарды долларов инвестиций.

Китай, кроме того, инвестирует 750 млн долларов в переоборудование уже существующей собственной железной дороги до казахской границы. Единственная загвоздка - дорога на запад от Казахстана. Естественным выбором был бы маршрут, проходящий по югу России и Украины, но Москва опасается, что новая железная дорога оттянет на себя доходы Транссибирской магистрали.

Другая проблема заключается в том, что железные дороги в бывшем Советском Союзе строились с более широкой колеей, чем в Европе и Китае, чтобы замедлить возможные вторжения. Новая магистраль в Казахстане будет иметь узкую колею - 1435 мм, которая будет проложена рядом со старой в 1520 мм.

Маршрут теперь пойдет к югу, через Туркменистан и Иран в Турцию, предоставляющую дополнительное преимущество в виде потенциального выхода к Персидскому заливу, однако это во многом зависит от сомнительной политической стабильности в Иране и Туркменистане.

Все это не смущает Жангаскина.

Он настаивает, что Казахстан сам нуждается в железнодорожном пути для транспортировки нефти и полезных ископаемых на обширный китайский рынок. "Товаропоток уже растет. Нам это нужно как можно скорее", - говорит он.

В этом году товарооборот в Достыке может дойти до 11 млн тонн, а первый отрезок новой железной дороги уже почти завершен.

Противники этой идеи говорят, что это не более чем замки на песке, но жителям Достыка проект вселяет надежду.

"Несколько лет назад здесь ничего не было, - говорит 42-летний железнодорожный рабочий Талгат Курганбаев. - Сейчас можно видеть, как прибывают китайские товары, и в этом направлении наше будущее".

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2021 InoPressa.ru