6 октября 2004 г.

Марк Хендерсон | The Times

Возможно, мы уничтожили двух близких родственников

Исследование, в котором прослеживается параллельное развитие головных вшей и человекообразных, на которых они паразитировали, показывает, что Homo erectus (человек прямоходящий) вымер всего 25 тыс. лет назад. Это значительно позже, чем считали ученые: говорили, что особи жили 1,9 млн - 400 тыс. лет назад, хотя один набор окаменелостей относят к периоду, завершившемуся 50 тыс. лет назад.

Выводы означают, что человек прямоходящий, должно быть, сосуществовал со своим более рослым потомком человеком разумным (Homo sapiens) десятки тысяч лет. Виды вступили в подозрительно тесный контакт незадолго до того, как один из них исчез.

Многие ученые уже полагают, что причиной гибели неандертальцев, о которых известно, что в Европе они жили бок о бок с Homo sapiens около 30 тыс. лет назад, стали современные люди, которые либо осуществляли геноцид, либо боролись за выживание. Новое исследование увеличивает вероятность того, что мы являемся племенем братоубийц, и наши руки обагрены кровью родичей.

"Когда ученые впервые выяснили, что мы, Homo sapiens, были современниками неандертальцев, возникли подозрения, что наш контакт с ними предшествовал их исчезновению, - заявил Дэвид Рид, возглавлявший группу исследователей в Университете Юты. - Наша работа свидетельствует о том, что мы имели контакт с Homo erectus и в Азии непосредственно перед исчезновением этого вида. Стали ли мы причиной исчезновения двух видов человекообразных?"

Хотя классификация окаменелостей часто затруднена, общее мнение таково, что Homo erectus появились в Африке 1,9 млн лет назад и распространились по большей части Евразии. Полагают, что от их африканских потомков пошли древние Homo sapiens. В работе, опубликованной сегодня в журнале Public Library of Science Biology, группа Рида рассказывает об использовании эволюции головных вшей, чтобы проследить историю контакта между древними популяциями человекообразных.

Ученые определили, что существует два внешне идентичных, но генетически различных вида современных головных вшей: один встречается во всем мире, а второй - только у американцев. Анализ ДНК показывает, что разделение произошло 1,18 млн лет назад, то есть почти в тот же момент, когда Homo sapiens откололся от рода Homo erectus. На каждом типе человекообразных специализировался свой вид паразитов.

Гены обоих типов вшей обнаружены у тех, которые паразитируют на современных людях, и это указывает на то, что паразит Homo erectus "перескочил" на другой вид в более позднее время. Генетическая информация наводит на мысль, что это произошло 25 тыс. лет назад, вероятно, в Азии. Поэтому возможно, что современные люди и Homo erectus жили тогда бок о бок и имели достаточно контактов для передачи паразитов. Возможно, виды спаривались между собой, либо использовали выброшенную или украденную одежду Homo erectus, но ученые считают не менее вероятными войны и даже каннибализм.

"Мысль о том, что у нас были физические контакты с другим видом людей, поражает, - заявил Рид. - Мы либо воевали с ними, либо жили с ними, либо спаривались с ними. В любом случае мы к ним прикасались". Его коллега Дейл Клейтон, профессор биологии Университета Юты, сказал: "Долгое время считалось, что Homo erectus исчез сотни тысяч лет назад. Мы обнаружили вошь, которая свидетельствует о прямых контактах двух древних видов людей. Сегодня у детей бывают вши, которые эволюционировали на двух видах пещерных людей. Один вид стал нами. Другой вид исчез. Для того чтобы древняя вошь дожила до современного человека, древние и современные люди должны были сосуществовать во времени и пространстве".

Открытия также дают представление о пути эволюции, который привел к появлению современного человека. Они подтверждают гипотезу о том, что Homo sapiens появился в Африке, прежде чем распространиться по миру 150-50 тыс. лет назад, а не развивался одновременно во многих регионах, но здесь возникает любопытный поворот. Когда современные люди добрались до мест, где уже жили другие человекообразные, например, Homo erectus, они заменили своих предшественников не сразу. Если бы все обстояло так, древние вши быстро исчезли бы.

Но, полагают ученые, Homo sapiens взаимодействовали со своими более примитивными соседями и даже заводили с ними потомство. Однако со временем естественный отбор оказался благосклоннее к более чистокровным современным людям, а не к полукровкам и Homo erectus, и Homo sapiens постепенно вытеснили их.

"Придя из Африки, они вытеснили другие популяции, скрещиваясь с ними", - отметил Клейтон.

Чтобы выяснить, было ли спаривание видов распространено, Рид планирует изучение лобковой вши, передающейся только половым путем.

Источник: The Times