Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 октября 2006 г.

Льюис Смит | The Times

Конфискация радиоактивных материалов подпитывает страхи по поводу "грязной бомбы"

Перехват контрабандных радиоактивных материалов, из которых террористы могут сделать "грязную бомбу", вырос вдвое за прошедшие четыре года, явствует из официальных данных, с которыми удалось ознакомиться The Times.

Контрабандистов, пытавшихся провезти опасные радиоактивные материалы, ловили более 300 раз с 2002 года, свидетельствует статистика МАГАТЭ. Насколько можно понять, большинство инцидентов произошло в Европе.

Данные появились в то время, когда стало известно, что "Аль-Каида" наращивает усилия по получение радиоактивного устройства. В прошлом году западные спецслужбы, включая MI-5 и MI-6, предотвратили 16 попыток контрабанды плутония и урана. В двух случаях было сообщено о пропаже малых количеств высокообогащенного урана. Все опасались, что он предназначается для террористических организаций.

Ученые, которым поручен анализ конфискованных материалов, предупредили, что контрабандисты переключились на больничное рентгеновское оборудование и лабораторные запасы в качестве незаконного источника радиоактивных материалов.

Следователи полагают, что контрабандисты, преимущественно выходцы из бывшего Восточного блока, заинтересованы лишь в быстром заработке и не испытывают угрызений совести из-за торговых отношений с джихадистами. Большинство секретных операций и недавних конфискаций засекречены, чтобы защитить деятельность западных спецслужб.

Строгий контроль над ядерной переработкой, особенно учитывая помощь России в прекращении контрабанды обогащенного плутония и урана, ограничил контрабандистам доступ к оружейным ядерным материалам. Но медицинские и лабораторные источники, включая отходы, по-прежнему уязвимы. Такие радиоактивные отходы можно использовать для изготовления "грязной бомбы".

"Грязная бомба" сочетает в себе обычную взрывчатку вроде динамита и радиоактивный материал вроде отработанного ядерного топлива, такого как обогащенный уран и плутоний. Во многих случаях обычная взрывчатка убила бы больше людей, оказавшихся рядом, но рассеивание радиоактивного материала является наносящим огромный ущерб фактором страха.

В прошлом году было зафиксировано 103 случая незаконной торговли, тогда как в 1996 году - меньше 30. В 2002 было зарегистрировано 58 инцидентов, число которых увеличилось до 90 в 2003 и 130 в 2004 году. Эксперты отмечают, что конфискация в последние три года количественно равна контрабанде в предыдущие семь лет.

Олли Хейнонен, заместитель генерального директора МАГАТЭ, который занимается мониторингом контрабанды и инспектирует атомные электростанции для ревизии их радиоактивных материалов, заявил, что, хотя контрабанда оружейных ядерных материалов теперь редка, имеются серьезные опасения по поводу других радиоактивных веществ.

"Грязная бомба" - это то, к чему надо относиться серьезно. Мы должны быть ко всему готовы, потому что все может случиться, - сказал он. - Террористы ищут слабое звено. Мы должны быть начеку и в готовности".

"Аль-Каида" не делает тайны из своего желания получить "грязную бомбу". В сентябре ее лидер в Ираке Абу Хамза аль-Мухаджер призвал ученых вступать в организацию и экспериментировать с радиоактивными устройствами для применения таковых против коалиционных войск. Еще до 11 сентября бен Ладен пригласил двух пакистанских атомщиков в учебный лагерь в Афганистане, чтобы обсудить, как собрать бомбу из украденного плутония. Схваченные лидеры "Аль-Каиды" впоследствии признались ЦРУ в попытках незаконно переправить радиоактивное устройство в США.

Профессор Клаус Люценкирхен, который участвует в анализе конфискованных материалов, сказал, что даже малые количества радиоактивного материала небесполезны для террористов.

"Если у кого-то он есть, существует возможность, что его могут использовать в "грязной бомбе", - заявил он. Он добавил: если такую "грязную бомбу" взорвут в центре города, физический эффект будет сравнительно невелик и большое количество жертв маловероятно, но будет присутствовать причиняющий огромный ущерб "фактор страха".

Одним из самых серьезных случаев после 11 сентября была конфискация нескольких килограммов радиоактивного вещества, известного как желтый кек, которое нашли в партии металлолома в порту Роттердама в декабре 2003 года.

Люценкирхен сказал, что материалы перехватывают по всей Европе, обычно на пограничных пунктах и в портах. Значительная часть контрабандного материала идет с Кавказа, где, по его словам, отмечается "значительная активность" контрабандистов.

Конфискации продолжаются и в нынешнем году, хотя полные данные за 2006 пока недоступны. Среди известных случаев - обнаруженное в Германии малое количество обогащенного урана.

Высокопоставленные представители США, Британии, Франции, Германии, Китая и России сегодня встретятся в Лондоне, где они, как ожидается, передадут иранское ядерное досье в Совет Безопасности ООН, так как непокорный Тегеран отказался приостановить обогащение урана.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru