Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 сентября 2004 г.

Линда Цанг | The Times

Почему подсудимые в России должны сидеть в клетках

В России, возможно, и поддерживают западные ценности, но суды там до сих пор крайне политизированы, а судьи не в состоянии противостоять власти Кремля.

Зал суда выглядит практически так же, как и в любом другом месте, кроме одной детали - ответчик стоит на колене и перешептывается со своим адвокатом через бронированную клетку из стекла и металла. Его окружают вооруженные охранники. Вот оно, уголовное судопроизводство в русском стиле.

В Московском городском суде слушается дело молодого мужчины, обвиняемого в двойном убийстве. Женщина-прокурор в униформе сидит рядом с представителем жертв. Четырнадцать присяжных (включая двух резервных) внимательно слушают, держа в руках блокноты. Но основное внимание приковано к клетке.

Потребность не отрывать взгляда от этого мощного символа правосудия еще острее несколько дней спустя в маленьком помещении Замоскворецкого районного суда, где подсудимый в металлической клетке выглядит как экспонат в викторианском зоопарке. Его обвиняют в разбойном нападении, но он подлежит еще психиатрической экспертизе. На вопрос о том, как эти клетки сочетаются с представлением о презумпции невиновности, звучит ответ, что самое важное для судьи - это безопасность.

В 1993 году в России произошла реформа юридической системы, но, несмотря на очевидное сходство с Западом, эта реформа не повлекла за собой создания независимой судебной системы.

Прокуратура, в прошлом выступавшая инструментом российского государства, все еще доминирует в системе. В итоге низкооплачиваемые и деморализованные судьи не в состоянии уравновешивать власть Кремля.

Все эти проблемы встали особенно остро в связи с судом над самым богатым человеком в России, ход которого широко освещается во всем мире. Дело Михаила Ходорковского и его делового партнера Платона Лебедева, обвиняемых в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве в связи с деятельностью нефтяной компании ЮКОС - это комплексная сеть юридических процедур, в том числе налоговый счет на 1,8 млрд долларов, который, по заверениям ЮКОСа, может привести к банкротству.

Верховный суд подчеркивает идею равенства всех перед законом. Поэтому самый богатый человек в России тоже сидит во время судебных заседаний в металлической клетке, в "кабинке", как описал ее один представитель суда западным журналистам.

Хотя суд над Ходорковским был объявлен "открытым", мировая пресса может увидеть только его небольшую часть, и уверенность в "открытости" не становится прочнее от сознания того факта, что в 2002 году только 0,8% обвиняемых были признаны невиновными. Роберт Амстердам, канадский адвокат Ходорковского, сомневается, что его клиент получит открытий и справедливый суд в России. По его словам, Ходорковского привели в суд "так же, как Усаму бен Ладена привели бы в американский суд, - под прицелом".

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru