Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 апреля 2008 г.

| The Times

Диана погибла в результате нарушения закона, а не от рук киллеров из MI-6

Жюри присяжных постановило: Диана, принцесса Уэльская, погибла в результате грубых халатностей, допущенных водителем Анри Полем и журналистами-папарацци

Понадобилось более 90 дней, 270 свидетелей и 10 млн фунтов расходов, чтобы развенчать конспирологические теории одного человека, который ими просто одержим. В конце концов, вчера жюри присяжных отвергло мягкий вариант - формулировку "смерть в результате несчастного случая" - и возложило значительную часть вины за смерть Дианы, принцессы Уэльской, и Доди Аль-Файеда на одного из сотрудников самого Мохаммеда Аль-Файеда.

Принцесса и Доди погибли в результате нарушений закона, допущенных как их водителем Анри Полем, который вел машину в нетрезвом состоянии, так и папарацци, которые гнались за автомобилем, - так постановило жюри присяжных, расследовавшее обстоятельства гибели обоих.

Это катастрофический результат для владельца универмага Harrods Мохаммеда Аль-Файеда: его версию о тайном плане убийства, разработанном герцогом Эдинбургским, коронер решительно отверг ввиду полного отсутствия доказательств. Кроме того, это решение клеймит и фотографов, гнавшихся за принцессой: они должны признать, что виноваты не меньше водителя. Порицания не избегли даже покойные. Жюри присяжных единогласно постановило, что принцесса и ее друг, возможно, и сегодня были бы живы, если бы в тот роковой вечер пристегнулись.

Лорд-судья Скотт Бейкер, председательствовавший на одном из самых длительных и громких расследований обстоятельств смерти в истории британского правосудия, теперь, должно быть, надеется, вместе с большинством населения страны, что этот вердикт подведет черту под десятилетней сагой.

75-летний Мохаммед Аль-Файед, потративший на расследование, как считается, около 15 млн фунтов личных средств, вчера днем присутствовал в 73-м суде, чтобы выслушать вердикт. Он ушел с возмущенным видом, но вчера вечером с несвойственной ему сдержанностью высказался о своих дальнейших действиях, если таковые вообще последуют. В официальном заявлении, зачитанном его пресс-секретарем, Аль-Файед заявил: "Это была долгая битва за то, чтобы докопаться до правды. Я не единственный, кто утверждает, что их убили".

"Диана предсказывала, что ее убьют и каким способом это будет сделано, - гласит заявление. - Поэтому я разочарован. Вердикты станут ударом для многих миллионов человек по всему миру, которые поддерживали меня в борьбе".

Большинством голосов (девять "за" и два "против") жюри присяжных, состоявшее из шести женщин и пяти мужчин, отвергло формулировку "смерть в результате несчастного случая", которой ожидали почти все, и неожиданно жестко квалифицировало автокатастрофу в парижском тоннеле в 1997 году. Присяжные заявили, что причиной аварии была "грубая халатность при вождении", которую допустил, во-первых, Поль - шофер "мерседеса" (согласно представленным доказательством, Поль ехал со скоростью, вдвое превышающей разрешенную, а доля алкоголя в его крови втрое превышала лимит, предусмотренный французскими законами), а во-вторых, гнавшаяся за машиной стая фотографов, которые жаждали сфотографировать принцессу с ее любовником.

Поль тоже погиб, а папарацци не подпадают под юрисдикцию английского суда. На этом этапе возможны лишь такие дальнейшие действия правоохранительных органов, как возможное судебное преследование Пола Баррелла, бывшего дворецкого принцессы, если тот появится на территории Англии. Вероятно, Баррелу придется дать разъяснения по подозрению в лжесвидетельстве, возникшему в связи с его показаниями на расследовании.

В течение шести месяцев присяжные заслушивали свидетельские показания и знакомились с доказательствами. В прошедшую среду присяжные удалились и потратили на заседания в целом почти 24 часа, рассматривая пять вариантов вердикта: а) убийство по небрежности в результате действий Поля, б) то же самое в результате действий журналистов, в) то же самое в результате действий всех этих лиц, г) смерть в результате несчастного случая либо д) решение "оставить вопрос открытым". Коронер, лорд-судья Скотт Бейкер рекомендовал присяжным проигнорировать теории Мохаммеда Аль-Файеда об умышленном убийстве в результате заговора.

Вчера днем присяжные передали коронеру записку с вопросом, согласится ли он с вердиктом, принятым большинством голосов. Коронер ответил утвердительно, но отправил их обсудить вопрос еще в течение часа, чтобы они попытались прийти к единогласному решению. Присяжным не удалось достичь единодушия, и они вернулись в зал суда в половине пятого, с минимально допустимым перевесом голосов. Однако присяжные единогласно постановили, что гибели принцессы и ее друга способствовали два обстоятельства: во-первых, они не были пристегнуты ремнями безопасности, и во-вторых, "мерседес" ударился в бетонную опору в тоннеле Альма.

Старшина присяжных затратил менее пяти минут на зачитывание вердикта. Выслушав решение присяжных, коронер поблагодарил их за похвальное терпение и освободил от обязанности выступать в качестве присяжных на всю оставшуюся жизнь.

Решение британских присяжных - более жесткое, чем вердикт судебного расследования во Франции, где была использована формулировка "смерть в результате несчастного случая", хотя через три дня после аварии французские власти распространили заявление, что уровень алкоголя в крови Поля в три раза превышал разрешенный французскими законами для водителей.

Лорд Стивенс оф Керквелпингтон, бывший комиссар полиции метрополии, составивший 800-страничный доклад о гибели жертв аварии, также пришел к выводу, что причиной стал несчастный случай. Правда, главной задачей лорда Стивенса было развенчание конспирологической теории Мохаммеда Аль-Файеда, в которой фигурировали не только принц Филип и MI-6, но большая часть британского и французского истеблишмента.

Вчера вечером лорд Стивенс приветствовал вердикт, назвав его подтверждением выводов своего расследования, которое обошлось налогоплательщикам примерно в 3,7 млн фунтов.

После оглашения постановлений суда Мохаммед Аль-Файед и его адвокаты, сгрудившись, долго совещались между собой, но затем заявили, что пока не решили, попытаются ли они добиться отмены вердикта присяжных, потребовав пересмотра дела.

Вчера вечером существовало мнение, что успех такой апелляции крайне маловероятен, тем более что Аль-Файед в своих свидетельских показаниях под присягой на заседаниях согласился принять вердикт присяжных.

Вчера вечером принцы Уильям и Гарри выразили благодарность членам жюри присяжных. "Мы согласны с их вердиктами, и мы оба очень благодарны всем и каждому из них за терпение, которое они проявили, смирившись со столь крупными помехами для их обычной жизни в течение прошедших шести месяцев", - отметили принцы.

Принцы добавили, что хотели бы "выразить нашу глубочайшую благодарность всем тем, кто столь отчаянно боролся за спасение жизни нашей матери в ту трагическую ночь".

Вчетверо больше слов, чем в Библии...

278 - количество свидетелей и письменных свидетельских показаний, которые были заслушаны при расследовании.

91 день - заседали присяжные (включая двухдневный визит в Париж).

8 королевских адвокатов брали слово в суде: Иэн Бернетт, Николас Хиллиард, Ричард Хоруэлл, Эдмунд Лоусон, Робин Тэн, Майкл Мэнсфилд, Ричард Кин и Иэн Кроксфорд.

26 юристов (в среднем) ежедневно присутствовали в суде.

20 вопросов было поставлено коронером перед присяжными.

1 рядовой зритель присутствовал на всех заседаниях, с начала до конца, каждый день (Джон Лухри, безработный повар, без стеснения причисляющий себя к жрецам культа принцессы Дианы; он собирается продать свою полную коллекцию входных билетов на eBay, а доходы пожертвовать на благотворительные нужды).

9 млн фунтов - предполагаемая общая стоимость расследования и доклада Пейджета (т.е. расследования лорда Стивенса), которую предстоит покрыть за счет налогоплательщиков.

15 млн фунтов - предполагаемая сумма, затраченная Мохаммедом Аль-Файедом на разработку его конспирологической теории.

2,9 млн - примерное количество слов в стенограмме заседаний (почти вчетверо больше, чем в Библии).

5 возможных вариантов вердикта, которые рассматривались присяжными.

11 присяжных в жюри расследования обстоятельств смерти. Уголовные дела разбираются 12 присяжными. Причины этого разграничения неясны - такова историческая традиция.

Также по теме:

"Ее смерть стала для Чарльза освобождением. Теперь он счастлив" (La Stampa)

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru