8 октября 2002 г.

Чарльз Артур | The Independent

Гигантский ледяной мир Кваовара в миллиарде километров от нас

Астрономы обнаружили гигантский объект в миллиарде километров от самой далекой планеты Солнечной системы и в шести миллиардах километров от Солнца.

Кваовар - это ледяной мир диаметром в 1300 км. С 1930 г., когда был открыт Плутон, ученым не удавалось обнаружить столь крупные объекты, вращающиеся вокруг Солнца.

По своим размерам Кваовар "приблизительно равен всем астероидам вместе взятым", - сказал Майкл Браун, профессор планетарной астрономии из Калифорнийского технологического института в Пасадене. - Это очень большая штука".

Однако Кваовару вряд ли будет присвоен титул "планеты". Даже Плутон отвоевал это звание с большим трудом. Кваовар облетает Солнце за 288 лет. Его диаметр в десять лет меньше диаметра Земли, в два раза меньше Плутона, хотя и больше Харона, спутника Плутона.

Объект расположен в "поясе Купера", скоплении ледяных и каменных объектов, расположенных за орбитой Нептуна. Считается, что это один из результатов процесса, в ходе которого пять миллиардов лет назад возникла Солнечная система. Предполагается, что именно там рождаются кометы, приближающиеся к Солнцу по своим нестабильным орбитам. Ни один из объектов этого пояса не угрожает упасть на Землю.

В поясе десять миллиардов объектов диаметром как минимум полтора километра. По оценкам астрономов, пять или десять из них по своим размерам не уступают Кваовару (так индейцы южной Калифорннии называют творческую силу).

"Это открытие подтвердило наши предположения о том, что там могут быть несколько объектов размером с Плутон", - сказал астроном Дэвид Льюитт из Гавайского университета. Десять лет назад Льюитт и его коллега Джен Луу нашли первый объект "пояса Купера".

К несчастью для Плутона, новое открытие угрожает ему понижением в звании. В 1999 г. Международный союз астрономов уже пытался перевести Плутон из разряда "планет" в разряд "малых планет". Известный астроном Патрик Мур заявил: "Плутон нельзя считать настоящей планетой".

На самом деле, Кваовар можно было найти еще 20 лет назад. Это установили ученые калифорнийского института, проверяя архивные материалы 1982 г.

Источник: The Independent