Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 октября 2006 г.

Марк Франкетти | The Times

Гибель женщины, которая стыдила Москву

Самый знаменитый репортер России Анна Политковская застрелена в лифте своего московского дома - предполагается, что речь идет о заказном убийстве.

Бесстрашная противница российской войны в Чечне, однажды назвавшая президента Владимира Путина "шпионом из КГБ" и сравнивавшая его со Сталиным, была застрелена в 16:30, когда возвращалась домой из магазина. Рядом с телом были найдены пистолет и четыре пули.

Она была самой известной из десятков российских журналистов, убитых в последние 10 лет, и ее смерть нанесла серьезный удар по репутации страны.

Бывший президент Михаил Горбачев сказал: "Это удар по всей демократической, независимой прессе, чудовищное преступление против целой страны, против всех нас".

Вчера вечером милиция разыскивала молодого человека в черной кепке-бейсболке, которого зафиксировала видеокамера в подъезде. Офицеры говорят, что киллер, лица которого на пленке не видно, вошел в подъезд вслед за Политковской, когда она выгружала покупки из автомашины, и убил ее двумя выстрелами - в грудь и в голову.

48-летняя Политковская, разведенная мать двоих детей, была одной из немногих российских журналистов, которые осмеливались критиковать повсеместные нарушения прав человека в Чечне. Ее репортажи принесли ей международное признание и ненависть многих представителей российских спецслужб.

Я много раз встречался с Политковской и обсуждал с ней проблемы Чечни. Эта очень серьезная женщина в очках была больше похожа на строгую школьную учительницу, чем на знаменитого военного репортера, привыкшего к угрозам и свисту снарядов.

Ее глубоко трогала судьба жертв войны; создавалось впечатление, что их страдания не давали ей покоя. Для нее журналистские репортажи были чем-то большим, чем профессия - она считала их своим моральным долгом.

В отличие от большинства репортеров, она часто переходила грань между журналистикой и личным участием в событиях. Однажды в разгар бомбардировок Чечни она отважно вела переговоры о том, чтобы десяткам пожилых граждан, попавших в ловушку в чеченской столице Грозном, позволили перебраться в безопасное место.

Она получала многочисленные угрозы, а два года назад была, по всей видимости, отравлена по пути в Беслан во время захваты школы, в результате которого погибли больше 300 человек.

"Это не крестовый поход, - сказала она мне однажды. - Но я чувствую, что кто-то должен написать о том, что происходит в нашей стране. В Чечне совершаются непередаваемые военные преступления, но почти ни у кого не хватает мужества писать об этом. Я не хочу, чтобы мой сын вырос в стране, в которой позволительны подобные вещи".

Виталий Ярошевский, заместитель главного редактора "Новой газеты", в которой она работала, говорит, что нет никаких сомнений в том, что она была убита из-за работы: "Это убийство, связанное с профессией. Своими репортажами она нажила себе много врагов".

Два года назад она пророчески сказала в интервью: "Я совершенно убеждена, что риск - обычная часть моей работы, работы российского журналиста, но я не могу остановиться, потому что это мой долг".

Политковская родилась в Нью-Йорке, где ее родители, граждане советской Украины, работали дипломатами при ООН, и стала известна благодаря своей активной и смелой позиции после падения коммунизма.

Ее книга "Грязная война" о конфликте в Чечне вызвала бешенство у спецслужб. В другой книге, "Грязная Россия", она утверждала, что Путин сворачивает демократию и подавляет свободу слова.

Она особенно критически относилась к той поддержке, которую Путин оказывает пророссийскому премьеру Чечни Рамзану Кадырову: отряды "кадыровцев" она обвиняла в массовых похищениях людей и внесудебных расправах.

Ярошевский говорит, что Политковская недавно написала несколько статей о Кадырове, который, как ожидается, станет следующим президентом Чечни. Завтра она должна была опубликовать очередную статью о его режиме. "Она писала, что в Чечне создается бандитское государство. Она писала, что политических оппонентов режима преследуют", - рассказывает редактор.

В разгар войны в Чечне Политковскую задержали российские спецслужбы и продержали три дня. Ее бросили в яму без еды и воды и подвергли инсценировке казни.

В 2001 году она на несколько месяцев уехала в Вену, после того как получила по электронной почте множество угроз, в которых утверждалось, что российский офицер милиции, которого она обвиняла в жестокостях против мирного населения, собирается ей отомстить. Директор московского Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов говорит, что несколько месяцев назад неизвестные пытались вломиться в машину, за рулем которой была ее дочь Вера.

В то время как большей части российской прессы Кремль сумел заткнуть рот, Политковская оставалась одним из относительно редких критических голосов.

Она регулярно предупреждала, что страна движется в сторону диктатуры советского толка. Кроме того, она критиковала арест Михаила Ходорковского и суд над ним - этот нефтяной магнат был посажен в тюрьму после того, как поссорился с Кремлем.

Ее преданность делу привела к краху ее брака. Однажды она вернулась домой из Чечни и услышала от мужа: "Я больше не могу этого выносить".

Политический обозреватель Алексей Малашенко, хорошо знавший Политковскую, сказал вчера вечером: "Это политическое убийство. Она говорила правду, невзирая на то, сколь могущественны люди, о которых она писала. Если ее убило государство, нам такое государство не нужно. Если же ее убил кто-то другой, то дело чести государства - найти убийц".

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru