10 сентября 2008 г.

Марк Хендерсон | The Times

"Машина времени" покажет, как 13,7 млрд лет назад зародилась Вселенная

Сегодня утром в истории, начавшейся 13,7 млрд лет назад, будет открыта новая глава. С тех пор, как в результате Большого взрыва появились пространство и время, ни одно из известных нам живых существ не могло увидеть, что случилось в те мгновения, когда возникло бытие.

Теперь же человечество создало машину - машину времени, если угодно, - которая откроет окно, позволяющее увидеть сцены, до сих пор доступные лишь нашему воображению. Сегодня в восемь утра свою работу начнет Большой адронный коллайдер (БАК).

В туннеле, спрятанном на глубине 100 метров под землей на берегах Женевского озера, ученые попытаются направить пучок субатомных частиц по 27-километровому (17-мильному) кольцу так, чтобы они не задевали его стен. Завершив круг, протоны начнут проходить его со скоростью 11 тыс. оборотов в секунду, и мы сможем по-новому взглянуть на природу всего сущего.

Когда появляется новый телескоп, ученые говорят о "первом свете" - моменте, когда телескоп начинает работать. Никаких научных открытий еще не сделано, но прибор способен видеть. Сегодня первый свет увидит БАК, и мы узнаем, способно ли это экстраординарное достижение изобретателей и инженеров выполнить свою задачу.

Через несколько месяцев ускоритель частиц создаст из протонов лучи диаметром в четверть толщины человеческого волоса, а затем будет сталкивать их со скоростью 99,9999991% скорости света. В результате столкновения произойдет такое активное выделение энергии, которого не было уже спустя триллионную долю секунду после Большого взрыва. Субатомные "осколки" будут зафиксированы мощными детекторами.

Эти детекторы смогут отследить новые частицы или даже новые измерения - структурные компоненты космоса, о существовании которых мы могли догадываться, но не могли знать. Возможно, они образуют крупные "впадины", которые по размеру сравнимы с главным нефом огромного храма вроде Вестминстерского аббатства. Это тоже своего рода соборы, посвященные величию знания и первооткрывательства.

Вселенная - удивительное место. Будь законы физики очерчены чуть по-другому, космос выглядел бы не так, как сегодня. Поняв, что случилось на заре времени, мы лучше поймем, как мы и все, что нас окружает, оказались в нынешней ситуации и как стала возможна жизнь.

Выдающиеся мужчины и женщины, конечно же, разработали множество интересных гипотез о том, как так могло получиться. Например, есть знаменитая теория Питера Хиггса о бозонах, которые придают материи массу. Она хорошо сочетается с нашими теперешними знаниями, и большинство физиков считает, что бозоны действительно существуют. Но без эксперимента нельзя понять, правильны ли подобные версии.

Наука призвана проверять гипотезы испытаниями, определять, устоят ли они в свете доказательств. Зачастую это позволяют сделать новые технологии. Телескоп дал Галилею возможность обнаружить спутники Юпитера, предоставив новые доказательства того, что не все небесные объекты вращаются вокруг Земли. Несколько веков спустя более мощные телескопы позволили Эдвину Хабблу и другим ученым увидеть, что галактики разлетаются друг от друга, и тем самым подтвердили теорию Большого взрыва.

БАК - новый триумф технологий: его сверхпроводящие магниты и сложные детекторы, на разработку и создание которых ушло 14 лет, позволят сегодняшней науке собрать такие сведения, которые прежде получить было невозможно. Точно так же, как более мощные телескопы позволяют заглянуть дальше в космос, но не предсказывают, что мы увидим, так и БАК, как мы знаем, приведет к великим открытиям, но пока неясно, в чем они будут состоять. Он способен подкрепить принятые теории или выявить их недостатки, а также породить новые версии, которые придут им на смену. В любом случае, он изменит наши представления.

БАК позволит человечеству пережить одно из величайших приключений на своем веку, открыть ряд глубочайших тайн космоса. Это приключение начинается сегодня.

Источник: The Times