Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 сентября 2007 г.

Джерард Бейкер | The Times

Неужели наконец-то сбудется мечта бен Ладена об экономическом спаде в США?

Мне никогда не казалось, что Усама бен Ладен, при всех его очевидных талантах геостратега, хорошо разбирается в рыночной экономике.

Я знаю, что его родственники имеют большой опыт в строительном бизнесе на Ближнем Востоке (или, точнее, в бизнесе по строительству Ближнего Востока). Я слышал, что он одно время считался автором довольно смелого колл-опциона на акции американских авиакомпаний накануне 11 сентября. Но в последнее время он занимается скорее сносом зданий, чем строительством. Что же касается печально известной сделки с акциями авиакомпаний... если он и вправду ее совершил, то на основе редкостно надежной инсайдерской информации. В любом случае, необходимость последние шесть лет скрываться в пещере где-то на пакистано-афганской границе наверняка сильно снизила его квалификацию консультанта по инвестициям.

Но на прошлой неделе он снова появился на наших телеэкранах, причем в новом имидже, и поистине с упоением долго рассуждал о состоянии американской экономики.

По случаю годовщины терактов 11 сентября он отвлекся от своих обычных суровых богословских наставлений и прочел американцам занимательную лекцию о самых разных вещах: например, о глобальном потеплении (потепление - это плохо), книгах Ноама Хомского (Хомский - это хорошо), а также произнес бесценную фразу: "Многие из вас шатаются под грузом кредитной задолженности, безумных налогов и ипотечных платежей".

Вот видите! Если весть об ипотечном кризисе в США добралась до сокровенного бункера руководителей "Аль-Каиды", нельзя не увериться, что дело весьма серьезное.

Так уж вышло, что бен Ладен выбрал для этого заявления просто идеальный момент. В тот самый день, когда он распространил свое видеообращение, власти США оповестили об очередном неприятном сюрпризе. Данные о состоянии рынка труда на август оказались куда страшнее, чем дурацкие рассуждения Усамы. Занятость в несельскохозяйственном секторе впервые за четыре года уменьшилась - а именно, на 4 тыс. долларов. Мы могли бы надеяться, что показатель за один месяц - это еще не тенденция, но данные за два предыдущих месяца говорят о спаде. За три летних месяца, с июня по конец августа, создание в Америке новых рабочих мест замедлилось и составило в среднем всего лишь 47 тыс. Учтите, что в Соединенных Штатах необходимо ежемесячно создавать примерно 120 тыс. рабочих мест только для того, чтобы трудоустраивать "прирост" рабочей силы. А если темпы роста спроса на работников увеличиваются в три раза медленнее, это говорит о тяжелой ситуации.

Но есть кое-что похуже. Хотя уровень безработицы оставался стабильным и не превысил весьма благополучной отметки в 4,6%, это объяснялось лишь тем, что в августе из рядов работающих выбыло колоссальное множество людей. Уровень безработицы рассчитывается так: берется количество безработных и соотносится с количеством работающих и тех, кто не работает, но ищет работу. Когда ты бросаешь искать работу, статистика тебя больше не учитывает.

Эти данные, безусловно, подтверждают факт резкого замедления экономического роста в США. Они достаточно тревожны, чтобы всерьез задуматься над вопросом: "Неужели в США впервые за шесть лет назревает экономический спад?" А можно сформулировать и так: "Неужели наконец-то осуществится заветная мечта бен Ладена сотоварищи и Соединенные Штаты действительно свалятся в рецессию?" А между прочим, из последней по времени рецессии Америка вышла в том числе благодаря усилиям бен Ладена и его ребят, предпринятым ровно шесть лет тому назад.

Ответ прост: пока непонятно. Но вот несколько моментов, которые надо учесть в ближайшие тревожные недели.

Во-первых, статистика пока не свидетельствует, что рецессия нас накрыла. Вплоть до третьего квартала нынешнего года у экономики имелась значительная кинетическая энергия (темп роста составлял 4%). Слабеющий рынок труда и снижение расходов на потребительские товары в июле и августе сильно замедлят это движение вперед, но необязательно приведут к его полной остановке.

Во-вторых, Федеральная резервная система теперь наверняка понизит процентные ставки, чтобы смягчить удар. Как я не раз подчеркивал в последние недели, все эти споры о том, должны ли федералы понижать ставки в ответ на августовскую лихорадку на финансовых рынках, - пустое дело. Теперь, когда у нас есть данные об опасном замедлении экономического роста, центральный банк отбросит гипотетические заботы о "уроне для боевого духа". Ставка по федеральным фондам, составляющая 5,25%, теперь намного превышает 250 базовых пунктов в реальном (с учетом инфляции) исчислении. Слабая экономика требует, чтобы реальная стоимость кредитов была намного ниже, и теперь, как я подозреваю, на будущей неделе Федеральная резервная система на своем совещании по выработке финансовой политики понизит ставку на 50 базовых пунктов, а до конца года еще несколько раз ее урежет.

Разумеется, это будет способствовать упрочению уверенности, но непосредственные последствия на макроэкономическом уровне будут невелики - эффект от монетарной политики обычно запаздывает не меньше, чем на шесть месяцев.

В-третьих, мировая экономика находится в прекрасной форме. Это приятная противоположность положению вещей большей части прошлого десятилетия, когда главную роль в глобальном экономическом росте играли США и, с меньшим размахом, Китай. В ближайшие месяцы спрос внутри США может радикально снизиться, но эту тенденцию, хотя бы отчасти, компенсируют улучшения на внешних рынках.

Однако есть одна глубокая загадка: пока мы по-настоящему не можем оценить экономические последствия кредитного кризиса. Данные о рынке труда за август отражают в большей мере ситуацию в течение лета, когда кризис лишь начал ощущаться. Очевидно, что рынок недвижимости наверняка еще более ослабнет, и многим работодателям, возможно, уже сейчас сложно брать займы в нервозных банках и на "заледенелых" рынках кредитов.

Пока остается надежда, что август просто прошел неудачно - такие месяцы уже бывали в периоды прочного роста нашей экономики. Но Усама был прав (я имею в виду только данный конкретный случай): американская экономика сейчас движется по опасному проливу. Хотя рецессия вовсе не неизбежна или даже почти невозможна, ее вероятность только что намного повысилась.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru