13 апреля 2007 г.

Марк Хендерсон | The Times

Ученые обнаружили ген "жира"

Ген, способствующий ожирению, впервые был идентифицирован, благодаря чему можно будет объяснить, почему некоторые люди легко набирают вес, а другие, ведущие схожий образ жизни, остаются стройными.

Шансы потолстеть у тех, кто наследует определенную разновидность данного гена, выше на 70%, выяснили британские ученые. Каждый шестой человек имеет крайне уязвимую генетическую структуру и весит примерно на 3 кг больше, чем люди, менее этому подверженные. Их жировые отложения также больше на 15%.

Научные открытия впервые позволили установить тесную взаимосвязь между общими генами и ожирением, что может помочь разработать новые методы лечения одной из главных причин заболеваний в развитых странах. Каждый четвертый взрослый британец страдает ожирением, половина мужчин и треть женщин - люди с излишним весом.

Ожирение - главная причина болезней сердца, рака и диабета второго типа. Советник государственной санитарной службы недавно заявил, что ожирение представляет собой более серьезную угрозу для нации, чем курение, алкоголь или бедность.

Если удастся понять, как на биологическом уровне функционирует ген, известный как FTO, возможно, получится разработать лекарства, позволяющие им управлять, чтобы помочь людям контролировать свой вес. "Хотя нам еще предстоит до конца понять, какова роль гена FTO в ожирении, наши открытия уже вызвали большой резонанс", - сказал руководитель исследований Марк Маккарти из Оксфордского университета.

"Установив эту генетическую связь, мы сможем лучше понять, почему некоторые люди более склонны к ожирению, а также его последствиям - повышенному риску заболевания диабетом и болезнями сердца. Мы надеемся, что новые открытия позволят нам найти новые пути лечения такого состояния".

Хотя медицинские исследования семей уже давно показали, что на ожирение в значительной степени влияют гены, ученые пытались установить, какие именно.

Были обнаружены некоторые серьезные генетические мутации, вызывающие такие редкие случаи ожирения, как синдром Прадер-Вилли, но так и не удавалось открыть общие гены, вызывающие риск ожирения или появления лишнего веса у обычных людей.

Эффект FTO был выявлен в ходе изучения генетических источников болезни, финансируемого Wellcome Trust. В процессе исследования геномы 2 тыс. человек с диабетом второго типа сравнили с геномами 3 тыс. здоровых людей.

Ученые из университетов Оксфорда и Экзетера сначала обнаружили, что некоторые виды гена FTO чаще встречаются у людей, страдающих диабетом второго типа, но этот эффект исчезает при ожирении. Этот факт заставил их задуматься, а не влияет ли FTO на ожирение, и они проверили свою теорию на 37000 человек.

Существует две разновидности FTO, каждый человек наследует две копии гена. Ученые обнаружили, что у тех, кто наследует две копии одной разновидности - 16% европейцев - вероятность ожирения выше на 70%, чем у тех, кто наследует две копии другой разновидности. Для 50% людей, наследующих две копии разных видов FTO, риск заболевания ожирением выше на 30%.

Представители группы наибольшего риска весят приблизительно на 3 кг больше, среднего риска - на 1,2 кг. В каждом случае избыточный вес выражался в большем количестве жира, а не сильных мышцах или высоком росте. Результаты исследования, опубликованные в журнале Science, применимы к мужчинам, женщинам и детям старше 7 лет.

FTO - не единственный ген, влияющий на ожирение, и наследование определенной вариации гена необязательно делает человека толстым. "Это не ген ожирения, это ген, увеличивающий риск", - отметил профессор Маккарти.

В исследовании участвовало слишком много людей, и было невозможно проконтролировать их образ жизни и питания, поэтому пока не ясно, связан ли FTO с тем, сколько люди едят или насколько активный образ жизни они ведут. Но он может объяснить, почему у людей со схожим образом жизни разная предрасположенность к ожирению.

Независимые эксперты подчеркивают высокую научную значимость открытия. Сьюзан Джебб из MRC Human Nutrition Unit сказала: "Это исследование неоспоримо доказывает, что есть биологический механизм, делающий некоторых людей более предрасположенными к избыточному весу в условиях изобилия еды и преобладания сидячего образа жизни".

Генетический заряд

- Существует две разновидности гена FTO. 16% людей имеют две копии разновидности гена с высокой степенью риска, 50% - одну копию с высокой и одну с низкой степенью риска, 34% - две копии с низкой степенью риска.

- Предрасположенность к ожирению у тех, кто имеет две копии с высокой степенью риска, на 70% выше, чем у тех, кто имеет две копии с низкой степенью риска. Они весят примерно на 3 кг больше.

- Предрасположенность к ожирению у тех, кто имеет одну копию с высокой степенью риска, на 3% выше. Они весят примерно на 1,2 кг больше.

Источник: The Times