Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
13 августа 2007 г.

Мэтью Кэмпбелл | The Times

Немцы страшатся "супер-Сарко"

Резкий всплеск активности, а также рост уверенности в сферах политики и бизнеса во Франции отвлекает внимание от Меркель

Николя Саркози, кажется, никогда не делает передышек - даже когда приезжает отдохнуть в Америку, как это было недавно. На прошлой неделе, находясь на живописных берегах некоего озера в Нью-Гемпшире, "гиперпрезидент" Франции ястребиным взором приглядывал за происходящим в своей стране и распространял пресс-релизы обо всех событиях, от кончины популярного джазового музыканта до аварии в парке аттракционов.

По-видимому, во Франции его динамичность приносит свои плоды: бизнесмены действуют увереннее, а уровень безработицы упал до самого низкого за 25 лет показателя. Волны "французского ренессанса" докатились и до зарубежных стран, особенно Германии, где самостоятельная политика возрожденной Франции вызывает растущее раздражение.

Остальной мир с интересом наблюдает: потенциальные иностранные инвесторы, особенно из Великобритании и Америки, которых ранее смущала неприязнь Франции к "англосаксонскому" капитализму, ободрены прорыночными высказываниями Саркози.

Начнет ли Франция борьбу с Германией за доминирующие позиции в Европейском союзе? Ее экономика, судя по первым признакам, набирает обороты.

"Психологическая атмосфера определенно переменилась, - говорит Нина Митц, президент французской консалтинговой фирмы Financial Dynamics. - Появилось ощущение, что возможности не ограничены. Что проблемы решаются. Налицо активность. В воздухе пульсирует энергия".

Саркози пообещал снова заставить свою страну работать после того, как десять с лишним лет при Жаке Шираке она, казалось, только и делала, что безмятежно дремала.

"Сарко", носящийся по планете на реактивных самолетах, словно успевает оказаться везде одновременно, потому-то ему и дали еще одно прозвище - "гиперпрезидент". В пятницу он полетел в Париж на похороны некоего кардинала. Вчера вернулся в Америку и вместе со своей женой Сесилией отобедал с Джорджем и Лорой Буш в усадьбе семьи американского президента в Кеннебанкпорте, штат Мэн. И в таком вечном движении - аж глаза рябит! - Саркози находится не только на международной арене.

В Национальном собрании Франции давно уже не бывало такого "блицкрига" законодательных инициатив.

Пришлось созвать парламент на чрезвычайную летнюю сессию, чтобы протолкнуть пакет законов о льготном налогообложении тех, кто вносит платежи по ипотечным кредитам и работает сверхурочно, и понижении максимальной суммы налоговых вычетов с доходов физического лица до 50% его дохода, а также о предоставлении большей самостоятельности университетам.

Также будет принят закон, обязывающий профсоюзы транспортников во время их забастовок не прекращать работу полностью, а обслуживать пассажиров в минимальном объеме. Сократят государственный аппарат: определенной доле государственных служащих, уходящих на пенсию, не станут подыскивать преемников. Пособие по безработице будет предоставляться лишь при том условии, что его получатель сам активно ищет работу. По словам Саркози, все это - элементы широкомасштабной реформы, которая призвана вновь пробудить у Франции охоту работать и резко повысить производительность труда.

По-видимому, его высказываниям верят. "С приходом Саркози к власти появилось чувство, что Франция открывает двери перед Западом", - говорят в Франко-Британской коммерческой палате.

О том, что Саркози делает упор на привлечении западных бизнесменов, ярко свидетельствует тот факт, что министром финансов он назначил юриста Кристин Лагард, получившую образование в Америке.

Она разделяет презрение Саркози к 35-часовой рабочей неделе. Недавно Лагард призвала повысить производительность, заявив: "Франция - страна, которая все время думает. Вряд ли найдется какая-нибудь идеология, из которой мы еще не сделали теорию... Но хватит думать, в конце концов. Засучите рукава".

Похоже, увещания подействовали: индикатор "бизнес-климата" подскочил, а число безработных упало до 8% - самый низкий показатель почти за четверть века. На этот год прогнозируется экономический рост в 2,25% - то есть больше, чем прошлогодний, составивший 2%. Саркози надеется, что реформы его значительно ускорят.

Новообретенная энергичность Франции поссорила Саркози с Германией, особенно после того, как Франция, как показалось, присвоила себе все заслуги за то, что после нескольких месяцев трудных переговоров с ЕС Ливия отпустила пять болгарских медсестер и врача-палестинца. Еще больше покоробило немцев решение Саркози продать Ливии атомный реактор и оружие, не ставя в известность Берлин.

Мало того, Саркози ратует за введение контроля политиков над Центральным банком ЕС, дабы поддержать экспорт Франции в условиях чрезвычайно высокого укрепления евро. Для немцев такая идея - кощунство. "Саркози по-настоящему действует немцам на нервы", - недавно заметил еженедельник Spiegel.

"Внешнюю политику следовало бы проводить в согласии с европейскими партнерами, - отметил Рупрехт Поленц, член ХДС - партии канцлера Ангелы Меркель. - Даже если это потребует затрат времени, Франции следовало бы действовать в интересах укрепления единого курса ЕС в областях внешней политики и безопасности".

В Берлине некоторые подозревают, что Саркози задумал оттеснить Меркель, ныне считающуюся самым влиятельным лидером ЕС. Германские дипломаты были шокированы, когда Франция обсудила со всеми своими основными партнерами, кроме Германии, решение выдвинуть Доминика Стросс-Кана в качестве кандидата ЕС на пост главы Международного валютного фонда. "Лбы сшиблись, искры полетели", - заметил один из советников Меркель.

Оппоненты Саркози у него дома признают, что у него есть стиль - кстати, журнал Vanity Fair включил его в список самых элегантных мужчин мира - но сомневаются, достигнет ли он намеченных целей.

Саркози смягчил ряд реформ, которые обещал во время избирательной кампании: первоначально он собирался находить замену лишь трети государственных служащих, уходящих на пенсию, а должности остальных упразднять, чтобы сократить раздутый штат чиновников. По новому закону, однако, некоторым министерствам разрешат находить замену половине уходящих на пенсию.

Сможет ли Саркози революционизировать Францию, станет по-настоящему ясно осенью, когда следует ожидать акций протеста против реформ.

При подготовке статьи использовались материалы Николы Смит

Насколько далеко может зайти Франция?

Почему Николя Саркози принес такие перемены?

Его сравнивают с Наполеоном. Кажется, будто он черпает энергию из атомного реактора - ведь он вникает во все детали государственного управления. Символом перемен может служить состоявшийся вчера обед Саркози с Бушами в Кеннебанкпорте, штат Мэн. Предшественник Саркози Жак Ширак неприязненно относился к Америке и "англосаксонскому" капитализму в целом. "Сарко" придерживается иного мнения - он надеется "демарксифицировать" Францию, страну, которую иногда называют "нечто вроде СССР класса люкс".

А что в реальности сделал Саркози?

Он отменил устаревшие французские ритуалы - например, амнистия за неоплаченные штрафные квитанции, которую обычно объявляли автомобилистам президенты Франции после инаугурации, или освобождение тысяч заключенных из переполненных тюрем на День Бастилии. Недавно парламент одобрил один из самых масштабных в истории Франции пакетов законов об уменьшении налогов. Среди других реформ - гарантии минимальной работы общественного транспорта в случае забастовок. Условием выплаты пособия по безработице станут активные поиски работы. Раздутый государственный аппарат сокращается: в будущем году 22700 должностей будут упразднены. Вероятно, университетам будет предоставлена большая самостоятельность.

Франция скоро взлетит к новым высотам?

Пока судить рано, но безработица снизилась, и прогнозируется повышение темпов экономического роста, а бизнесмены ведут себя увереннее. Однако самые жесткие реформы еще впереди, а осенью возможны проявления общественного недовольства, которые испытают решимость Саркози на прочность.

А как все это коснется нас - остального мира?

Саркози стремится к тому, чтобы Франция играла на глобальном уровне громадную роль после того, как больше десяти лет почти ничего не делала, кроме протестов против войны в Ираке. Саркози почти единолично воскресил конституцию ЕС. Другие инициативы поссорили его с немцами, но вчерашний обед с Бушами, возможно, знаменует начало "особо тесных отношений" Франции с Америкой, которые смогут соперничать с легендарными "особыми" американо-британскими отношениями, ныне ослабевающими.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru