Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 марта 2006 г.

Карл Мортишед | The Times

Банкиры, ссужающие доверием, идут на Восток

Проблема с банками в том, что они любят давать в долг тем, кто меньше всего нуждается в займах.

Доступность кредита находится в обратно пропорциональной зависимости от кредитных рисков - именно такая логика стояла за созданием Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который в прошлом году получил чистую прибыль в 1,5 млрд евро за счет доходов от своего центрально-европейского портфеля. Задача ЕБРР, созданного в 1991 году, добраться до частного сектора в "экономиках переходного периода" - бывших коммунистических странах Центральной и Восточной Европы. Капитал, полученный от богатых западных правительств, призван смазывать механизмы слаборазвитых рынков.

ЕБРР хочет быть смелым кредитором, приносящим деньги туда, где до сих пор не было представителей кредитных организаций. Он совершил фальстарт при первом президенте, Жаке Аттали, который отвлекся от утомительной задачи восстановления Европы на строительство красивого банковского зала. Но с тех пор ЕБРР энергично инвестирует, и некоторые его основатели задаются вопросом, можно ли считать переход от коммуны к рынку завершившимся.

По поводу Эстонии, Венгрии, Чехии и Польши, прочно укоренившихся в Евросоюзе, нет сомнений: это рыночные экономики, которые привлекают коммерческих кредиторов. ЕБРР медленно сворачивает свое присутствие в ЕС, и кредитование "продвинутых" стран с переходной экономикой сократилось с почти 1 млрд евро в 2004 году до 699 млн евро в 2005.

Один из акционеров - правительство США - хочет, чтобы это кредитование немедленно прекратилось, так как является идеологическим противником структур государственного финансирования, конкурирующих там, где успешно действуют коммерческие кредиторы.

ЕБРР говорит, что остается задача, хотя и меньшего масштаба, которая состоит в кредитовании мелкого бизнеса. Крупные европейские акционеры, особенно Франция и Германия, хотят, чтобы ЕБРР продолжал свою деятельность, в немалой степени потому, что она смягчает бюджетные требования Европейской комиссии. Новая мантра банка - "Юг и Восток". Прошлогодние прибыли, полученные в основном под оберегающим крылом ЕС, будут реинвестированы в окраины Европы и в Азию. На долю Балканских государств, Кавказа и Центральной Азии приходится более половины из 4,3 млрд евро, инвестированных ЕБРР в 2005 году.

Российские инвестиции в совокупности составляют 1,1 млрд евро. С движением на восток связан вопрос, остается ли банк европейским. Это проблема не только географии и номенклатуры. Задача ЕБРР - развивать частный сектор в странах, приверженных демократии, плюрализму и рынку, иными словами, ликвидность для людей, которые хотят быть такими же, как мы.

Это было эффективно в Центральной Европе, но будет ли эффективно в бывшем СССР? В отсутствие перспективы вступления в ЕС, условия, являющиеся неотъемлемой частью мандата ЕБРР, будет трудно выполнить. Переходный период в Центральной Европе курировала Еврокомиссия - опора, без которой ЕББР грозит политический риск со стороны деспотических правительств и гангстерского капитализма в Центральной Азии.

Продвигаясь на восток, ЕБРР будет кредитовать сырьевые экономики, где первейшей необходимостью является базовая инфраструктура и отсутствует предпринимательский средний класс. Кредитование энергетических проектов составило в прошлом году значительную часть российских инвестиций ЕБРР, и такое направление ресурсов в момент, когда зарубежные банки борются за доступ к нефтяным и газовым сделкам, весьма сомнительно. Благодаря высоким сырьевым ценам российская казна разбухает. Какой должна быть роль банка развития в России? ЕБРР хотел бы стимулировать кредитование предпринимательства и мелкого бизнеса, но барьеры для такой деятельности носят политический и культурный, а не финансовый характер. Тяжелая рука государства и медленные темпы реформ тормозят развитие малого и среднего бизнеса, а в частном секторе доминирует кумовской и олигархический капитализм.

Тем временем ЕБРР бьется над одной из крупных задач в России: финансированием газового проекта "Сахалин-2" стоимостью 20 млрд долларов, которым управляет компания Shell. Вопрос не в финансировании, Shell - богатая компания. Кредиторы хотят, чтобы ЕБРР благословил проект, вызывающий серьезную озабоченность из-за опасений, что погибнет популяция редких китов. На ЕББР оказывают давление, добиваясь отказа Shell, что нанесет удар компании, но не помешает России осваивать сахалинские месторождения.

Это политическая игра, и в ней таким структурам, как Всемирный банк и ЕБРР, отведена роль судьи и присяжных, которые ссужают сомнительную инфраструктуру не деньгам, а доверием.

Коммерческие банки хотят, чтобы ЕБРР взял на себя часть бремени, но это рискованно. Если банк отвергнет "Сахалин", его ждет мгновение "зеленой" славы, но одновременно - резкая остановка в продвижении на восток.

От трупа ЮКОСа плохо пахнет

Марш инвестиционных банков на Москву превращается в непристойную драку за комиссии.

Консорциум кредиторов пустил пулю в ЮКОС, обратившись в Московский суд с ходатайством о признании компании банкротом. Банки, в числе которых Societe Generale, BNP Paribas, Deutsche Bank и Citigroup, добиваются уплаты задолженности в 475 млн долларов по выданному ЮКОСу кредиту в 1 млрд долларов.

Обеспечением кредита был нефтяной филиал ЮКОСа "Юганскнефтегаз", переданный государственной компании "Роснефть" по итогам аукциона, назначенного российскими налоговыми органами.

Некоторые считают, что атака на ЮКОС начата по сигналу, но непонятно, в чьих она интересах, и меньше всего - в интересах "Роснефти". Государственная нефтяная компания находится в состоянии технического дефолта из-за того, что ей принадлежит "Юганск", и, что еще важнее, ее уговаривают выставить акции на открытые торги в Лондоне, чтобы заработать 20 млрд долларов.

Кое-кто говорит, что синдикат выполняет заказ Кремля, ликвидируя долг перед лондонской регистрацией и заставляя ЮКОС, портящий российский финансовый пейзаж, исчезнуть.

К сожалению, трупы источают дурной запах, если не поступить с ними как полагается. На прошлой неделе, и всего за несколько месяцев до регистрации, финансовый директор "Роснефти" и глава ее инвестиционного отдела Сергей Алексеев без объяснений покинул компанию.

Регистрационные документы "Роснефти", должно быть, являются увлекательным чтением.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru