Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 октября 2008 г.

Роджер Бойз | The Times

Фильм всколыхнул воспоминания об изнасилованиях немецких женщин советскими солдатами

Этот фильм наверняка шокирует Германию, разбередит обиду на русских и станет толчком к диспуту о морали на войне, предполагает корреспондент

The Times Роджер Бойз. Он подчеркивает, что темой немецкой картины "Женщина в Берлине", выходящей в прокат на этой неделе в Берлине, стало преступление, о котором все молчали.

В основу сценария положен дневник немецкой журналистки Марты Хиллерс, который она начала вести в берлинском бомбоубежище 20 апреля 1945 года - в день рождения Гитлера, за десять дней до его самоубийства. Она повествует, что за первые несколько дней после взятия Берлина была неоднократно изнасилована советскими солдатами. Такая же судьба постигла многие сотни тысяч немецких женщин, сообщает издание. Военные с криком "Komm Frau!" прочесывали разбомбленные города. В дневнике Хиллерс сообщается, что они предпочитали толстух; описывается сцена, как солдаты долго гонялись между руин за женой местного булочника, пока не повалили ее на землю.

Корреспондент отмечает, что после войны в обеих Германиях эти издевательства и поругание замалчивались: в ГДР Советский Союз славили как дружественное государство, а в Западной Германии жертвы и их родственники предпочли причислить пережитое к семейным тайнам. Газета приводит слова Нины Хосс, сыгравшей главную роль в "Женщине в Берлине": "Молчание было двойным: мужчины не рассказывали о том, что творили на фронте, а женщины - о своих страданиях".

По сообщению газеты, Хиллерс, умершая в 2001 году в возрасте 90 лет, издала дневник анонимно, опасаясь реакции на свои откровения. В 1950-е годы книга была опубликована в Великобритании и США, но немецкое издание было подвергнуто остракизму. Впоследствии, сообщает корреспондент, историки занялись вопросом об изнасилованиях, но немцы уклоняются от разговоров на эту тему - им было больно вспоминать о своих бабушках в таком ключе.

Сравнивая дневник и экранизацию, автор статьи отмечает, что некоторые из самых мрачных сцен в фильм не вошли; кроме того, авторы постарались избежать впечатления, будто немцы были всего лишь жертвами.

Как утверждает издание, самым душераздирающим моментом сюжета является решение героини искать покровительства у русского офицера - фактически она продает себя, чтобы уберечься от насильников из числа простых солдат. Так поступало немало немок, чтобы выжить и прокормить детей в условиях экономической разрухи.

Корреспондент приводит слова социолога Ренате Майнхоф: "Многие из этих женщин в итоге покончили с собой. Многие заразились венерическими болезнями, родили детей или сделали аборт".

По мнению автора статьи, фильм создает амбивалентное впечатление об отношениях героини с майором - они поданы как любовная история, хотя Хиллерс описывает их как чисто прагматичную связь.

Хосс отмечает, что героине чужда ненависть к русским, несмотря на изнасилование, она лишь дотошно наблюдает, что происходит вокруг и с ней самой.

В заключение корреспондент предполагает, что фильм, возможно, подтолкнет Германию к катарсису. Немцы относятся к России неоднозначно - нервозное уважение к ее мощи и воле уживается со страхом, а порой с восхищением выносливостью русского народа. Признание этой страницы истории - одной из последних неразрешенных проблем в российско-германских отношениях - либо разрядит напряженность, либо ее усилит, пишет газета.

К материалу приложены статистические данные по теме из архива Times: в ходе войны погибло примерно 27 млн советских граждан, битва за Берлин унесла жизни более 1 млн немецких солдат (с учетом тех, которые позднее умерли в плену), а также 100 тыс. мирных граждан. В 1945-1948 годах в Германии делалось по 2 млн абортов в год. В 1947 году советские власти ввиду эпидемии венерических болезней были вынуждены ввести суровые наказания для своих военнослужащих за связи с местными жительницами.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru