Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 мая 2003 г.

Оливер Огаст | The Times

Китай меняет холодную войну на SARS

Президент Китая, который готовится совершить историческую зарубежную поездку и встретиться с президентами и премьер-министрами, не останавливается ни перед чем, чтобы не заразить своих коллег нетипичной пневмонией.

Последние пять дней Ху Цзиньтао и функционеры его партии провели в пекинском карантине, чтобы не заразиться опасной вирусной инфекцией, которая унесла жизни 296 китайцев.

Перед отъездом из столицы Ху сделают ряд уколов, флюорографию и анализы крови. За границей врачи будут дважды в день мерить президенту температуру, его свиту ограничат в передвижениях, а за всеми их контактами с иностранцами будут следить.

Меньше чем через неделю, начиная с этих выходных, Ху будет встречаться со всеми главными мировыми лидерами, с некоторыми не по одному разу, и примет участие в саммите "Большой восьмерки" во Франции, В прошлом Китай высмеивал этот форум, называя его "клубом богачей".

Ху, назначенный два месяца назад, сначала приедет в Россию, где встретится с президентом Путиным, премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми, премьер-министром Индии Аталом Бахари Ваджпаи и лидерами центрально-азиатских соседей Китая.

1 июня Ху примет участие в саммите "Большой восьмерки" во французском курортном городе Эвиан, где в роли хозяина выступит президент Ширак. Здесь он снова встретится с Путиным и Коидзуми, а также с Тони Блэром и президентом Бушем.

Китайский лидер впервые участвует в саммите "восьмерки", и то, что Ху принял приглашение Франции, означает серьезный поворот в китайской внешней политике. С учетом других недавних событий, он знаменует трансформацию видения Китаем своей роли в мире.

После десятилетий изоляции и стратегической закрытости Китай решил претендовать на место в первых рядах. Сейчас он намного энергичнее и увереннее. Он прекратил стычки с соседями, являющимися союзниками США, и начал соперничать с Америкой за реальную власть в Азии. Словесные нападки на Тайвань, Южную Корею и Японию стали редкими.

Вместо этого Китай начал наращивать мускулы на международных форумах, таких, как форум "восьмерки", которых он долго избегал, опасаясь попасть впросак и продемонстрировать слабость.

Наиболее яркий пример изменений в китайской политике мы видели в апреле, когда в Китае прошли переговоры между США и Северной Кореей. В прошлом подобное было немыслимо.

Главной причиной более уверенного поведения Китая является переживающая бум экономика. При росте, который в 10 раз быстрее, чем у главных конкурентов, она дает стране уникальные дипломатические рычаги. Китайские заводы, проекты, связанные с инфраструктурой, и потребительские рынки жизненно важны для процветания соседних стран.

Для Японии торговля с Китаем и Гонконгом через пять лет станет важнее, чем с США. Южная Корея уже в таком положении, и этим объясняется то, что у Сеула хватает смелости публично выражать несогласие с США в разгар чрезвычайной ситуации с Северной Кореей и сближать свои позиции с китайскими.

Для Тайваня китайский рынок не просто экономическая составляющая жизни, это сама жизнь. Тайваньские инвесторы, а до некоторой степени и все инвесторы юго-восточной Азии настолько тесно связаны с Китаем, что любое правительственное давление со стороны Пекина немедленно ощущается дома.

Аналитики отмечают, что Тайваню пока не удалось купить высокотехнологичное оружие, которое президент Буш предложил ему после своего избрания.

Тайвань потратил десятилетия на лоббирование закупки в США подводных лодок. Но Китай, по-видимому, блокировал сделку, пригрозив компаниям, действующим на материке.

SARS: МИД Великобритании не рекомендует гражданам страны ездить в Тайвань из-за вспышки SARS, в ходе которой заболело 418 и умерло 52 человека. Предыдущие предупреждения касались только столицы Тайваня Тайбэя. Изменения сделаны после получения информации от Всемирной организации здравоохранения.

Разговорчивый лидер

Первое дипломатическое предъявление Ху Цзиньтао запомнилось долгим и продолжительным расшаркиванием. Вскоре после прихода к власти он пригласил 150 иностранных послов в Пекине в роскошное правительственное здание. За два с половиной часа он проделал лишь треть пути вдоль шеренги гостей. По прошествии нескольких часов китайцы попросили дипломатов не задавать Ху вопросов, чтобы ускорить процедуру.

Но причиной задержки были не послы, а болтливый президент, который не ограничивался обычным рукопожатием, а говорил с каждым послом отдельно.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru