Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 ноября 2006 г.

Джулиан Эванс | The Times

Кремль пытается пробудить в бизнесе щедрость

Некоммерческие организации в России приветствуют закон, освобождающий от налогообложения пожертвования на благотворительность, но перед сектором стоят большие проблемы

Кремль готовит новый закон, призванный побудить крупный бизнес выделять больше средств на благотворительность и социальные проекты. Закон, который разрешит создание благотворительных фондов, пользующихся особыми налоговыми льготами, называют краеугольным камнем складывающегося в стране благотворительного сектора.

Однако это шаг сделан президентом Путиным под давлением критиков, требующих, чтобы Кремль тратил больше из своего нефтедолларового фонда размером 70 млрд долларов на социальные проекты. Путина критикуют за неспособность отдать народу России соблазнительные прибыли от завидных нефтегазовых ресурсов страны.

В настоящее время пожертвования на благотворительность и благотворительные организации не получают налоговых льгот, что, по мнению экспертов и благотворителей, мешает развитию филантропии.

Александр Лебедев, миллиардер-филантроп, который недавно передал 100 млн фунтов Фонду Раисы Горбачевой для детей, больных лейкемией, сказал: "Конечно, нынешнюю ситуацию необходимо менять. Когда я даю деньги, я плачу налог. Когда благотворительная организация их получает, она платит налог. И когда она их распределяет, она платит налог. Так что на налогах теряется 10-20% пожертвования".

По новому закону, благотворительные средства, отвечающие определению фонда, не будут облагаться налогом, а при распределении средств не придется платить НДС. Несколько высокопоставленных чиновников, включая Дмитрия Медведева, вице-премьера и вероятного преемника Путина, провели встречи с потенциальными донорами и благотворительными организациями, чтобы обсудить законопроект.

Наталья Каминарская, исполнительный секретарь Форума доноров, ведущей лоббистской группы российского некоммерческого сектора, заявила: "Впервые в истории проведены подобные консультации с частным сектором и некоммерческим сектором по поводу такого законопроекта".

Глубина консультаций по поводу закона с заинтересованными сторонами представляет собой резкий контраст с законом о некоммерческих организациях, принятым в декабре под огнем критики со стороны иностранных правительств и российского гражданского общества. Тот закон был направлен на увеличение прозрачности иностранного финансирования российского общества.

Путин утверждал, что закон необходим, потому что иностранные спецслужбы тайно финансируют деятельность неправительственных организаций (НПО), направленную против российского государства. Закон, требующий от НПО прохождения бюрократической процедуры регистрации и позволяющий Кремлю закрыть любую НПО, чья деятельность, по его мнению, направлена против "идентичности России", уже стал для российских НПО большой головной болью.

По новому закону о фондах правозащитные организации и молодежные объединения не получают права на налоговые льготы. Закон касается только организаций, занимающихся образованием, наукой, здравоохранением, культурой и искусством и социальной помощью - иными словами, сферами, где обычно услуги предоставляет государство. Каминарская сказала: "Пока нет речи о том, какие сферы должны быть обязанностью государства, а какие - гражданского общества". Филантропия в России растет при экономическом росте примерно 6%, но характер ее необычен. Аналитики утверждают, что 80% пожертвований - это, в большей или меньшей степени, взятки государству. Один аналитик заявил: "Власти часто говорят: "Постройте здесь школу" или "Помогите этому музею", - и бизнес, естественно, соглашает, так как боится мести".

Действительно, один благотворительный фонд, который называется "Друзья чеченского восстановления", существующий среди бизнесменов-чеченцев в Москве, утверждает, что выделяет 1 млн долларов на восстановление республики, которой руководит неоднозначный правитель Рамзан Кадыров.

Другой пример таких принудительных пожертвований - это развитие горнолыжного курорта в Сочи стоимостью в миллиарды долларов, где правительство надеется провести зимнюю Олимпиаду 2014 года. Крупному бизнесу, включая "Газпром" и "Интеррос", в той или иной мере приказали поддержать заявку на проведение Олимпиады строительством гостиниц, лыжных подъемников и других прелестей.

Неизвестно, остановится ли правительство на новом законе о благотворительных фондах. Оно обсуждает также введение нового "филантропического налога" на крупный бизнес, чтобы сделать пожертвования на благотворительность обязательными. Эксперты из благотворительного сектора говорят, что новый закон излишне бюрократичен, но приветствуют его как важный шаг вперед. Каминарская заявила: "Это важный шаг вперед в развитии филантропии в России. Даже если будет создано лишь несколько прозрачных фондов, появится позиция, с которой мы сможем вести дальнейшие переговоры с государством".

В новом законе будет сказано, что размер фонда не может быть меньше 3,5 млн рублей (69 тыс. фунтов), а средства инвестируют в рынки профессиональные фондовые менеджеры, что может оказаться привлекательным рынком для таких фондовых менеджеров, работающих в России, как Société Générale и Raiffeisen International.

Благоразумные деньги

Российские миллиардеры-олигархи после прихода президента Путина к власти в 2000 году поняли разумность крупных пожертвований государству, а также благотворительным организациям и учреждениям культуры.

Одно из крупнейших пожертвований сделал миллиардер Виктор Вексельберг, акционер ТНК-BP и "Русского алюминия". Он купил девять императорских пасхальных яиц Фаберже за 90 млн долларов в 2004 году, привез их из США в Россию и устроил выставку.

Владимир Потанин, олигарх, ставший миллиардером практически в одночасье в 1990-е годы, купил знаменитое полотно авангардиста Казимира Малевича "Черный квадрат" за 1 млн долларов и подарил российскому министерству культуры.

Благотворительный фонд "Династия" Дмитрия Зимина, почетного президента телефонной компании "Вымпелком", пытается остановить утечку мозгов.

Филантропия не всегда останавливает чиновника. Одним из наиболее активных филантропов был Михаил Ходорковский, бывший владелец ЮКОСа, который отбывает в сибирской колонии восьмилетний срок лишения свободы за неуплату налогов. В ходе расследования власти занялись его благотворительной организацией "Открытая Россия".

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru