Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 июля 2001 г.

Роджер Бойес | The Times

Путин обнаружил, что может иметь дело с США - причем с выгодой для себя

Сергей совершенно не похож на шпиона, рыцаря плаща и кинжала. Высокий, ученого вида человек, вечно голодный, он скорее похож на рыцаря ножа и вилки. Раз в месяц мы встречаемся в итальянском ресторане, обмениваемся политическими сплетнями. Но десерт он поглощает, погрузившись в мрачное молчание. Надо полагать, что работа в посольстве России в Берлине не является пределом его мечтаний, и перспектива ехать назад повергает его в уныние. В этот понедельник все было совсем по-другому. ?Джордж Буш - парень что надо, - говорит Сергей, английский которого несет трансатлантический отпечаток, приобретенный в лингафонных кабинетах элитного московского института МГИМО. - Он - именно то, что нам нужно?.

Генуя резко и стремительно изменила мнение россиян об американском президенте. Западные комментаторы невысоко оценивают саммит. А российским дипломатам кажется, что течение повернулось в их сторону. Президент, которого когда-то изображали безрассудным ковбоем, теперь явно считается человеком, с которым Москва может иметь дело.

Так воспринимает ситуацию Сергей. Вашингтон заявил, что приоритетным направлением политики в сфере безопасности является развертывание противоракетного зонтика, который защитит Америку от тяжелого дождя со стороны ядерных государств-изгоев. При этом он не хочет расколоть альянс и превратить Россию в своего врага.

Приоритетным направлением московской политики в сфере безопасности является задача не оказаться в оцеплении, которая помешает России преследовать свои интересы за рубежом. То есть предотвратить расширение НАТО на территорию бывшего Советского Союза, блокировать принятие в члены альянса стран Балтии, и, в случае необходимости, поддержать белорусского диктатора-хулигана, если он сохранит линии обороны от Польши, новой границы НАТО. Путин предпочитает стабильность демократии, что отражает его кагэбэшные корни, но он не против упорядоченных перемен.

В Генуе американский и российский президенты поняли, что их задачи не являются взаимоисключающими. На саммите НАТО, который пройдет в ноябре 2002 г. в Праге, будет объявлено, какие страны станут новыми членами альянса, но, несмотря на наличие небольшого республиканского лобби, поддерживающего балтийские государства, у США нет острой необходимости срочно принимать их в члены НАТО. Среди критериев, которые необходимо выполнить - демократическая система, функционирующая рыночная экономика, гражданский контроль над вооруженными силами, расходы на оборону в размере как минимум 2% ВВП и разрешение всех пограничных конфликтов.

Все три балтийских государства достигли с Россией договоренности о границах, но Эстония и Латвия пока не подписали соответствующие соглашения. Может быть, формально Россия не обладает правом вето в отношении их принятия в НАТО, но осложнить странам Балтики задачу сдать экзамены на пригодность, которые пройдут в следующем году, она может и будет это делать. И если верить моему голодному россиянину, президент Буш готов согласиться на затягивание процесса. Москва, стиснув зубы, может согласиться на принятие в члены НАТО Словении и Румынии. Президент Путин понимает, что российское влияние на Балканах практически сошло на нет; главным инструментом контроля теперь стали энергетические поставки.

Предложение, сделанное Джорджу Бушу, было недорогим: Россия готова говорить о ПРО одновременно с сокращениями наступательных видов вооружений. Разговоры о партнерстве, новая стратегическая структура - российские парафразы выражений, которыми Буш пользовался во время своей предвыборной кампании год назад.

Придумывавшая Бушу эти выражения Кондолиза Райс, советник по национальной безопасности, на этой неделе приедет в Москву обсуждать детали и процедуры. Но всегда относящиеся к Москве с недоверием жители центральной Европы нутром чувствуют, что Россия добилась отсрочки, может быть, продолжительной отсрочки, вступления Балтики в НАТО в обмен на неопределенное обещание говорить о том, что Путин так или иначе собирался делать.

Билл Клинтон начал свое президентское правление, руководствуясь стратегией ?Россия - прежде всего?, которая в первую очередь учитывала проблемы Кремля и не обращала внимания на более серьезные тревоги жителей Центральной и Восточной Европы. Впоследствии от этой политики отказались, НАТО успешно расширился. Буш начал все наоборот, пообещав (в Варшаве) расширять альянс на восток, но теперь создается ощущение, что он слишком сильно доверился России.

Президент Путин умен. В Генуе он пользовался невыразительным языком, рассказывая о своей мечте, о том, что Россия станет членом новой пан-европейской структуры безопасности, которая, в конце концов, придет на смену НАТО. Но пока российские солдаты стреляют по мирным жителям в якобы мирной Чечне, эти слова ничего не значат. Сергей (на самом деле его, естественно, зовут иначе) знает, что если страны Балтии вступят в НАТО, его босс сделает все, чтобы альянс утратил значение. Например, Россия может просто подать заявку на вступление в НАТО и попытаться сделать эту организацию либо бесполезной, пригодной лишь для утренних бесед, либо опасно анти-исламской.

?Вы говорите, что двери НАТО открыты - что если мы войдем в них?? - спрашивает Сергей.

?Все здание рухнет?.

?Тогда заприте чертову дверь?, - хохочет Сергей. Приятно было видеть его в хорошем настроении. Я оплатил счет.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru