Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 июля 2006 г.

Руфь Элкинс | The Independent

Выставка "любимого скульптора Гитлера" сеет разногласия

Арно Брекер, создатель статуй мускулистых арийцев, которые украшали берлинскую канцелярию Гитлера, никогда не мог отделаться от ассоциаций с Третьим рейхом. Однако сейчас, спустя годы безвестности, работы человека, известного в качестве "любимого скульптора Гитлера", собирают огромные толпы.

Решение продемонстрировать 70 работ Брекера в городе Шверин на северо-востоке Германии вызвало сильнейшие разногласия нынешним летом. Многие утверждают, что Брекер, близкий друг Альберта Шпеера и Адольфа Гитлера, процветавший при нацистском режиме, должен остаться на полях истории искусства. "Неправильно признавать художника, который создавал физические образы нацистской идеологии, - заявил Клаус Штэк, президент Берлинской академии искусств, который в знак протеста устроил в Шверине выставку собственных работ. - Он был не только протеже Гитлера, но и барышником". Призыв к отмене выставки подписали около 30 местных художников, владельцев галерей и историков.

Однако руководство отдела культуры Мекленбурга - Западной Померании заявляет, что эта выставка "совершенно необходима". Спустя 60 лет после окончания Второй мировой войны, говорят там, Германия уже ушла достаточно далеко от Третьего рейха, чтобы быть в состоянии обсуждать отношения между диктатурой и искусством и задаться вопросом: как мог такой талантливый художник позволить нацистам так изломать себя?

"Дебаты о том, кем был Брекер - великим художником или ужасным художником, для нас не столь важны, - подчеркнул заместитель мэра Шверина Херманн Юнгхамс. - Нам важно показать взаимодействие между искусством и идеологией".

И суждение властей, похоже, верно. С момента открытия выставки в прошлую пятницу в этот маленький город приехало более 900 человек, чтобы посмотреть работы человека, которого в 1940 году Гитлер выбрал в качестве экскурсовода по художественным сокровищам Парижа. В поддержку выставки выступил и лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс.

Многое из работ Брекера нацистской эры было после войны уничтожено. Разногласия вокруг выставки последовали за аналогичными дебатами по поводу творчества Брекера во время Чемпионата мира. Еврейские активисты не смогли добиться того, чтобы его бронзовые работы на Берлинском стадионе были скрыты от глаз зрителей или вообще убраны.

По словам критиков, тот факт, что эта выставка проходит в Мекленбурге - Западной Померании, регионе, где процветает неонацизм, пойдет лишь на пользу неонацистам. Однако организаторы отрицают, что выставка, которая проработает до 22 октября, означает реабилитацию Брекера, скончавшегося в 1991 году. "Мы понимали, что будут разногласия, и именно поэтому решение далось нам нелегко, - заявил Юнгхамс. - Но все увидят, что мы слишком критично относимся к Брекеру, чтобы реабилитировать его".

Источник: The Independent


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru