Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 октября 2000 г.

Рассудок не может долго выдерживать ужаса. В кромешной темноте, замерзающие и охваченные страхом молодые люди ждали неизбежной смерти, слушая, как вода сочится из труб или бьет струей из-под покореженных аварийных люков израненной подлодки. Быть может, прошло добрых два часа, прежде чем вода заполнила воздушный мешок в девятом отсеке, где, после фатального взрыва, в результате которого подлодка потеряла управление и опустилась на дно Баренцева моря, собрались моряки. Одному из подводников хватило времени, чтобы написать своей семье прощальную записку. Они пытались успокоить друг друга, слыша а темноте предсмертные крики своих тонущих товарищей.

Всю Россию вновь охватили скорбь и негодование, когда страна узнала подробности о том, как умирали 23 выживших после первого взрыва моряка. Новую волну критики со стороны общественности вызвала не только ложь и некомпетентность военного истеблишмента. Создается впечатление, что, несмотря на мужество молодых призывников, гордившихся тем, что они служат на флагмане российского ядерного флота, ничто не могло спасти их от равнодушия и пренебрежительного отношения к человеческой жизни, что давно уже стало трагедией России.

Катастрофа заставила сжаться сердца людей далеко за пределами России. Каждая мать представляла своего сына, а каждая невеста своего суженного, стоящего перед лицом смерти и последний раз произносящего слова любви. Есть что-то невыносимо трогательное в словах тех, кто знает, что должен умереть; они это знают, но преодолевают страх, чтобы вывести на бумаге последние слова прощания, которые потом будут о них напоминать, свидетельствуя о постигшей их катастрофе. Пассажиры, находившиеся на борту японского авиалайнера, который в 1985 году перед тем, как потерпеть аварию, целых полчаса находился в бесконтрольном падении, тоже писали записки своим семьям, которые впоследствии были найдены под обломками самолета. Альпинист, которого на Эвересте застала буря и который позвонил своей жене, чтобы с ней проститься, тоже знал, что не останется в живых.

Мужество перед лицом смерти наполняет всех нас печалью и ужасом. Это качество вызывает особый отклик в сердцах россиян: несомненно, слово "прощай" несет оттенок трагизма и обреченности. Россияне хорошо помнят подобные послания обреченных: знаменитую элегию поэта Маяковского перед лицом нарастающих репрессий, толкнувших его на самоубийство, или вызов, брошенный на развалинах Брестской крепости в 1941 году солдатом, который не мог больше бороться против немцев: "Я умираю, но не сдаюсь". Это обычная человеческая печаль - такая же, какая пришла к нам сегодня со дна Баренцева моря.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru