Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 августа 2005 г.

Марк Франкетти | The Times

"Не приезжайте", - говорят Путину "матери Беслана"

Разрывающая сердце трехдневная церемония начнется на рассвете. Ожидается, что тысячи участников траурной церемонии соберутся в школе Беслана в этот четверг, в первую годовщину самой страшной террористической атаки в России.

Одетые в черное, они принесут цветы и бутылки с водой - как символ утоления той жажды, которую испытывали их близкие в последние часы перед смертью.

Но в то время, когда жители этого южного города собираются отдать дань памяти 330 жертвам захвата террористами школы в Беслане (среди погибших был 171 ребенок), одному человеку было сказано не приезжать сюда - президенту Владимиру Путину.

Комитет "Матери Беслана" - группа из 150 женщин, которые потеряли своих детей и внуков во время атаки - запретил российскому лидеру приезжать на траурную церемонию в знак протеста против того, что они называют "сокрытие Кремлем ошибок, допущенных во время осады школы".

Эти женщины, которые трижды писали Путину и просили о встрече, но так и не получили ответ, требуют, чтобы несколько высокопоставленных официальных лиц было привлечено к ответственности за "преступную халатность".

Они обвиняют этих чиновников - в число которых входит глава местного управления ФСБ - в том, что те не сумели предотвратить эту атаку, а также в наглой лжи во время осады школы, что только усиливало угрожавшую заложникам опасность.

У этих женщин есть подозрения, что два мощных взрыва внутри здания школы, которые вызвали пожар, унесший жизни многих заложников, могли устроить российские силы, а не террористы, как утверждает следствие.

Матери назвали фарсом судебный процесс над Нурпаши Кулаевым, единственным террористом, который был схвачен живым. Они разгневаны некомпетентностью, как они считают, проявленной во время спасательной операции, и утверждают, что можно было спасти намного больше жизней заложников.

"Мы не хотим, чтобы Путин был здесь во время траурных мероприятий, - говорит Алла Ханаева-Романова, бывшая заложница, чья дочь, 15-летняя Марианна, погибла во время осады школы. - Он и его бюрократы пришли бы сюда лишь с целью реабилитировать себя. Он неискренен и не испытывает сострадания. Он должен был приехать сюда для спасения наших детей во время осады школы. А сейчас - слишком поздно".

"Процесс на Кулаевым и расследование - все это отвлекающий маневр, попытка скрыть истину. Мы устали от этого шоу. Нам нужна правда, и мы не перестанем бороться до тех пор, пока не узнаем ее".

Разгневанная молчанием Кремля, Ханаева-Романова и десятки других скорбящих матерей планируют устроить марш протеста в Москву с целью добиться встречи с президентом. На прошлой неделе они на короткое время заняли здание суда, где проходит процесс над Кулаевым.

Несмотря на то что расследование событий в Беслане продолжается уже год, все еще не опознаны 12 из 32 террористов. Парламентская комиссия по расследованию, которую с неохотой организовал Путин, постоянно откладывает публикацию результатов своей деятельности. В любом случае большинство жителей Беслана уже заранее предполагают, что это расследование постарается всячески обелить спецслужбы.

Женщины составили свое собственное досье с обвинениями в адрес властей. Они требуют ответа на вопрос, как большая группа террористов смогла приехать из Ингушетии в Северную Осетию, где находится Беслан, и не была остановлена милицией. Сегодня проходит процесс над пятью офицерами милиции по обвинению их в халатности, но родственники жертв считают, что эти милиционеры стали козлами отпущения, и требуют, чтобы было проведено расследование в отношении более высокопоставленных фигур.

Во время осады школы российские власти лгали по поводу численности заложников, утверждая, что их около трехсот, в то время как местные жители говорили о том, что в школе находится около 1000 заложников. Оставшиеся в живых заложники рассказывают, что после того как террористы услышали по радио цифры, которые называли официальные власти, они стали насмехаться над заложниками, говоря, что государство похоронило их заживо.

Официальные представители чрезвычайного штаба, созданного для разрешения кризиса с заложниками, утверждали, что террористы не выдвинули четких требований, а также говорили о том, что были начаты переговоры с террористами. Оба этих утверждения оказались ложными.

Во второй день осады школы бывшему президенту Ингушетии Руслану Аушеву, единственному человеку, которому было позволено пройти в школу, был вручен список требований, направленных на окончание войны в Чечне, за подписью Шамиля Басаева, самого разыскиваемого правоохранительными органами человека, взявшего на себя ответственность за этот теракт.

Между тем информацию об этом документе скрыли. И хотя Аушев договорился об освобождении двадцати младенцев и маленьких детей, позже он был несправедливо обвинен некоторыми официальными лицами в тайном сговоре с чеченцами.

Также выяснилось, что террористы назвали фамилии четверых высокопоставленных официальных лиц, с которыми они хотели провести переговоры, но к началу третьего дня никто из этих людей так и не приехал к школе. Раздраженные боевики - которые уже казнили нескольких мужчин-заложников и выбросили их тела из окна - перестали давать заложникам воду. Заложники, которых держали в сильной духоте, стали пить собственную мочу.

"Во второй день мы все очень хотели пить, - говорит 14-летний Малик Калчакеев, бывший заложник, который заплакал в то время, когда давал показания на процессе против Кулаева на прошлой неделе. - Женщины сказали нам, мальчикам, чтобы мы мочились в пластиковые бутылки, чтобы давать нашу мочу пить детям. Эту мочу пили маленькие дети и даже младенцы".

Следователи утверждают, что боевики умышленно взорвали бомбы, развешанные в спортзале, где находились заложники, либо одна из бомб могла случайно упасть на пол и взорваться. По их словам, взрывы в школе стали причиной того, что силы безопасности открыли огонь, а также вызвали пожар, который обрушил крышу спортзала на сотни заложников.

Другие заложники погибли от пуль. Многие в Беслане считают, что взрывы были вызваны российскими силами. Кулаев, 25-летний плотник из Чечни, в своих показаниях в суде сообщил, что он видел, как снайпер застрелил террориста, который сидел, поставив ногу на детонатор. Российские силы, которые потеряли 12 сотрудников элитных антитеррористических сил во время боя, отвергают эти обвинения.

Представители правоохранительных органов вначале опровергали слова свидетелей о том, что солдаты использовали огнеметы, что и могло вызвать возгорание крыши спортзала. Лишь недавно, после того как жители Беслана принесли найденные в школе пустые гильзы от огнемета, следователи подтвердили, что такое вооружение было использовано.

Они отрицают, что огнеметы могли вызвать пожар, и говорят, что это такие гранатометы, из которых вылетает вспышка огня, исчезающая через несколько секунд.

Родственники погибших также требуют, чтобы было проведено расследование спасательной операции, так как возле здания школы были лишь две старые пожарные машины, когда начался пожар.

Через год после захвата заложников в Беслане были построены две новые школы на деньги, собранные для этого города в России и за рубежом. Но здесь повсюду остались следы трагедии, и главный из них - старое здание школы, которое сохранилось таким же, каким оно было в последний день осады.

Люди в слезах, в том числе и дети, приходят сюда каждый день, ходят по коридорам, стены которых пробиты пулями, пишут на стенах сообщения, адресованные мертвым, оставляют здесь цветы и бутыли с водой. На том месте, где террористы в первый день казнили мужчину, остались засохшие следы крови. Над тем местом, где террористка-смертница взорвала себя, с потолка свисает клок черных волос.

Психологические раны настолько глубоки, что многие дети боятся идти в школу и со страхом ждут первого сентября.

Четырехлетний Махарик Цукаев, один из самых маленьких среди выживших заложников, все еще не знает, что его мать и сестра были убиты, потому что его отец так и не может собраться с духом, чтобы сказать ребенку об этом. Этот маленький мальчик, раненный шрапнелью, был в панике, когда бабушка записала его в местный детский садик. Он говорил, что боится, что там его будут ждать "люди в масках".

"Он сейчас трудный ребенок, с частыми вспышками гнева, - говорит его бабушка, Светлана Цукаева. - Когда по телевизору идет фильм про войну или показывают сцены перестрелки, он смотрит на это как зачарованный. Он все еще спрашивает о своей матери и сестре, но мы не можем сказать ему, что они больше не вернутся, и просто отвечаем, что они все еще в школе".

После атаки в Беслане российские спецслужбы усилили охоту на исламских повстанцев. Весной они убили Аслана Масхадова, бывшего чеченского президента, и несколько других высокопоставленных полевых командиров.

Басаев остается на свободе и совсем недавно в интервью пытался дать оправдание действиям своих людей в Беслане, угрожая новыми атаками.

Эскалация насилия продолжается в Чечне и Ингушетии, где на прошлой неделе премьер-министр чудом остался в живых после попытки покушения на него. В соседнем Дагестане с начала года было более 70 террористических атак - явный признак того, что конфликт продолжает разрастаться.

"Раньше я очень уважала Путина, - руководит Людмила Джимиева, чей сын, 15-летний Олег, погиб во время осады школы. - Даже Олег уважал его, потому что, как и президент, он любил дзюдо. Я ненавижу террористов за то, что они разрушили мою жизнь, но это Путин обманул наши ожидания своей политикой".

"Его правительство беспокоилось только о том, как убить террористов, а не о спасении детей. Поэтому он не хочет встречаться с нами. Ведь в таком случае ему пришлось бы посмотреть нам в глаза, и он бы не знал, что сказать".

Вопросы

Многие вопросы, которые задают родственники погибших в Беслане, остаются без ответа.

- Почему следствию не удалось установить личности 12 из 32 человек, захвативших заложников?

- Почему милиция пропустила в город грузовик с вооруженными террористами?

- Почему власти занижали число заложников во время осады школы?

- Почему представители властей утверждают, что террористы не выдвигали требований, в то время как на самом деле требования были выдвинуты, а также заявляют, что были начаты переговоры, хотя на самом деле переговоры не начинались?

- Был ли последний взрыв вызван действиями российских сил, которые открыли огонь по зданию школы?

- Почему около здания школы находились только две старые пожарные машины?

- Почему никто из официальных лиц не был отдан под суд за ошибки, допущенные во время осады школы?

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru